Находящиеся под арестом в Ливии граждане России, Украины и Беларуси обратились к президентам трех своих стран с просьбой вмешаться в ситуацию.
Один из задержанных в августе россиян – Александр Шадров – сообщил Би-би-си, что они не надеются на справедливый суд, а посольство России в Ливии предпринимает недостаточно усилий, чтобы добиться их освобождения. По его словам, полномочий посольства просто недостаточно.
"Господин президент просим вас принять личное участие в решении вопросов нашего освобождения", - прочел Русской службе Би-би-си текст заявления Александр Шадров.
По словам Шадрова, они передали текст письма в Москву, а также продиктовали его своим родственникам в России в надежде, что они сумеют передать его в СМИ.
Александр Шадров предположил, что неопределенность в судьбе задержанных может быть связана с предстоящими в Ливии в июне выборами. "Возможно, кому-то нужны задержанные иностранцы и суд над ними", – предположил он.
24 задержанных
В апреле представитель МИД России признал, что ситуация с задержанными в Ливии россиянами крайне неблагоприятная, и не стал говорить о том, как быстро они могут выйти на свободу. В МИД тогда заявили, что надеются на "традиционно дружественные отношения, связывающие народы России и Ливии".
Двое граждан России – 59-летний Александр Шадров и Владимир Долгов – были задержаны ливийскими повстанцами в августе вместе с большой группой граждан Украины и Белоруссии.
Спецпредставитель МИД России по соблюдению прав человека, демократии и верховенства закона Константин Долгов утверждает, что российские дипломаты активно занимались судьбой соотечественников "практически с самого начала".
"Сотрудники консульства посещают их и делают всё возможное: оказывают консульскую поддержку и медицинскую помощь", – сказал спецпредставитель МИД.
В среду один из задержанных – Александр Шадров – заявил Русской службе Би-би-си, что на последнем заседании суда представителей посольства не было.
24 гражданам стран СНГ (помимо двух россиян сейчас судят 19 украинцев и трех граждан Беларуси) предъявлены обвинения в пособничестве режиму Каддафи и намерении сбивать самолеты НАТО.
Задержанные утверждают, что обвинения против них голословны. Сами они утверждают, что работали в Ливии по контракту, занимаясь обслуживанием нефтяного оборудования.
Ситуация крайне неблагоприятна
В начале апреля российский консул, общавшийся в задержанными, сообщил им, что хороший адвокат, который мог бы помочь выиграть дело обойдется в 200 тысяч динаров (160 тысяч долларов) на человека.
Спецпредставитель российского МИД в беседе с Би-би-си не исключил, что сумма, названная Шадровым, может соответствовать запросам ливийской адвокатуры.
"Я знаю, что у них есть защитник, назначенный ливийскими властями, но не исключена ситуация, что им понадобится более серьезная и масштабная юридическая помощь. Что касается финансовых аспектов – адвокаты стоят недешево", – сказал Долгов в интервью bbcrussian.com.
Работающие в Ливии корреспонденты Би-би-си, в свою очередь, отмечали, что это астрономическая сумма для пережившей гражданскую войну страны.
Позднее посольство России в Ливии заявило, что наняло для двух обвиняемых россиян отдельных адвокатов (в дополнение к бесплатным защитникам, назначенным судом всем арестованным), не сообщив об условиях договора. Впрочем, как утверждает Александр Шадров, ход судебных заседаний после этого не изменился.
"Судья по-прежнему зачитывает наши имена, узнает, все ли присутствуют в зале, у всех ли есть адвокаты и фактически сразу же объявляет о переносе заседания на другой день", – сказал 59-летний обвиняемый Би-би-си.
"Послевоенный синдром"
После свержения полковника Каддафи в Ливии были задержаны десятки иностранцев, которых повстанцы подозревали в сотрудничестве с бывшим режимом, либо участии в боевых действиях на стороне каддафистов в качестве наемников.
Осенью 2011 года представитель правозащитной организации Human Rights Watch Сара Уитсон заявила, что руководство повстанцев "имеет основания для беспокойства относительно наемников и насилия с их стороны".
Вместе с тем, правозащитники говорили об угрозе "послевоенного синдрома", когда повстанцы задерживали любых мужчин-иностранцев под предлогом того, что "они могут оказаться наемниками".
Высадить наших, украинских и белорусских морпехов и десантуру в Бенгази и усё. А на вопли МС сказать: "Мы своих спасаем и ниипёт!" - Россия станет великой только тогда, когда народу станет не плевать на власть, а власти не плевать на народ.
- Дай НАТО волю - выдавит русских к Ледовитому океану и предложит утопиться
- У того, кто в шестнадцать лет не был либералом, нет сердца; у того, кто не стал консерватором к шестидесяти, нет головы.
- Революцию подготавливают гении, осуществляют фанатики, а плодами ее пользуются проходимцы.
Высадить наших, украинских и белорусских морпехов и десантуру в Бенгази и усё. А на вопли МС сказать: "Мы своих спасаем и ниипёт!"
Да, правильное было бы решение! Представим ситуацию: есть два хороших человека, искренних патриота. Один - коммунист, другой, к примеру, фашист. Знаете, в чём их ошибка? Они не могут договориться и сначала перегрызут друг другу глотки, и только затем выживший займётся чем-то полезным. А пока они грызутся, некий вор будет сидеть в правительстве или ещё на каком-нибудь месте, которые сейчас являются денежными, и будет грести деньги, попутно наблюдая, как его два злейших врага уничтожают друг друга. Он-то понимает, что один - не угроза для него. На одного можно навесить ярлык "Сталинист" или "Фашист", а можно что-нибудь позаковыристей придумать. А на всех, на весь народ, ярлыков не навешаешь. И этот вор боится. Боится того, что в один прекрасный день все хорошие люди, все патриоты, забудут про идеологические разногласия, посадят его, вора, и все вместе, сообща, будут строить великую страну.