Большая статья в DNK, интервью с северокорейским торговцем видеопродукцией. Весьма любопытно, тем более, что по кускам и фрагментарно я это слышал уже не раз, и детали согласуются с уже известным очень неплохо, а тут всё в одном флаконе, и кое-что имеется новое. Итак, по пунктам.
* Строго говоря, первые видеомагнитофоны и кассеты появлись в КНДР ещё в начале девяностых, но тогда цена делала их доступными только для мизерной части населения, для верхушки, которая и так всё о мире знала. Всерьёз распространение иностранной видеопродукции на кассетах началось в СК около 2000 г., причём главным центром торговли этой продукцией является всё тот же оптовый рынок в Пхёнсоне под Пхеньяном, о котором я уже недавно писал. У обычного оптовика там от нескольких сотен до пары тысяч наименований. В розницу и мелким оптом видеопродукцией торгуют на рынках по всей стране, однако основным её потребителем является Пхеньян.
* Периодически проводятся облавы и прочие кампании, так как распространение и просмотр иностранного видео является сильно незаконным деянием. Однако притягательность велика, а от полиции сейчас не так уж сложно откупиться. Торговцы стараются не слишком светиться со своей продукцией - но не более того. (добавлю, что отловом нелегальной видеопродукции занимаются специально для этого сформированные т.н. "группы 109", 109상무, в состав которых входят представители госбезопасности, полиции и партийных органов)
* Отмечаются изменения в сравнительной популярности жанров. Около 2000 г., в самом начале нелегального видеобума, хитом были гонконгские боевики, потом - южнокорейские сериалы, сейчас лучше всего идут американские фильмы с южнокорейским дубляжем или титрами.
* Цены составляют примерно 1500 СК вон за диск, но в случае с особо популярным видео цена доходит до 2000 вон. Сериалы продаются наборами, по нескольку дисков.
* DVD постепенно вытесняют касеты, но кассет пока тоже много. Любопытно, что проигрыватели DVD присутствуют в продаже официально, то есть купить их можно не только на рынках, но и в валютных магазинах. Существуют и легально произведённые и, естественно, разрешённые к просмотру кассеты и диски - на них записаны как собственно северокорейские, так и старые советские и китайские фильмы (в тексте этого нет, но от себя добавлю, что особой популярностью пользуются "Пираты XX века", и "ТАСС уполномочен заявить").
++++++++++++++++++++++++++++++++++++
А теперь немного от себя. Вообще, заграничное видео, фильмы и сериалы, сейчас играет в КНДР примерно такую же роль, какую играло иновещание в СССР. Выход на альтернативную, нецензурированную информацию о внешнем мире. Разница в том что выход видеокассет на СК рынок произошёл стихийно, почти весь бизнес организуется китайскими мелкими предпринимателями из корейского АО Яньбянь. Они сначала записывают программы со спутника или копируют южнокорейские диски и касеты, которые в Яньбяне очень популярны, а потом продают их копии оптовикам-контрабандистам, которые и везут их через северокорейскую границу.
Радиоприёмников в стране нет - точнее, есть, но с фиксированной настройкой на официальное вещание. Формально владение радиоприёмником со свободной настройкой остаётся уголовно наказуемым деянием, хотя на практике радоислушателей больше особо не ловят, да и откупиться от неприятностей тоже теперь можно. Более того, в последнее время появились в заметных количествах контрабандные китайские приёмники. Тем не менее, риск слишком велик, инерция страха сильна, привычки к систематическому сидению у приёмника нет, да и объёмы вещания на Северную Корею очень невелики (почему - отдельная песня), так что аудитория невелика и весьма специфична. Видео - другое дело. Оно тоже незаконное, кроме фильмов о Вожде и "ТАСС уполномочен заявить", однако желающих посмотреть на это дело куда больше, чем желающих послушать радио, да и риск, кажется, поменьше.
Вдобавок, б.у. видео- или DVD проигрыватель доступен по цене довольно многим северокорейцам. На гос.зарплату его, само собой, не купишь, но если в семье кто-то торгует на рынке, или берёт взятки, или ходит на заработки в Китай, или работает с валютными проектами, или задействован в полулегальном частном бизнесе, то добыть сиё устройство можно без проблем. Оценки разные, но в самых продвинутых приграничных районах до четверти семей, возможно, имеют эти устройства. В Пхеньяне, кажется, проигрывателей поменьше, но тоже немало.
Воздействие на сознание - огромное. Десятилетиями официальная картина мира держалась на уверенности в том, что КНДР является одним из самых процветающих государств мира. В это верило большинство. На днях один из моих северокорейских друзей, ныне живущий на Западе, вспоминал, как в 1986 г. он испытал шок, увидев московские магазины с их невероятным, по его представлениям, изобилием (ыгы, в 1986 г.). Вера эта стала разрушаться под влиянием новостей из Китая, да и много чего другого, но видеопрограммы нанесли ей едва ли не решающий удар. Конечно, северокорейцы ожидают, что южнокорейские режиссёры будут завышать уровень жизни в ЮК - подобно тому, как это десятилетиями делали режиссёры северокорейские. Поэтому, например, они могут и не поверить, например, что в каждой южнокорейской семье есть машина (это для них непредставимо). Однако понятно, что многое специально "для кино" не сделать. Например, специально для съёмок не выстроишь город Сеул, с его мостами, огромными жилыми комплексами, небоскрёбами и всем прочим. Увидев такое, верить в истории о нищете Юга становится сложно.
Показательно, что вскоре после массового появления ЮК видео в КНДР произошёл пересмотр тона пропагандистских рассказов о южнокорейской жизни. Истории о голодающих студентах, которые сдают свою кровь, чтобы заплатить за учебники, пока не исчезли полностью, но явно оттеснены на задний план. Нынешняя пропаганда молчаливо признаёт определённое превосходство Юга в материальной сфере, но подчёркивает, что Север всё равно является носителем духовной чистоты и исконно корейских национальных ценностей. Полагается считать , что на Юге это тоже понимают, и в массовом порядке стремятся припасть к источнику таковых ценностей, воплощением которых является Север и лично Любимый Полководец. Недавно видел небольшую коллекцию новых СК картин на южнокорейские темы. С одной стороны, забавно видеть картину, на которой сеульские студенты, выписанные в соцреалистическом стиле пятидесятых годов, со слезами на глазах пишут письмо Ким Чен Иру. С другой, при более тщательном взгляде на эти бессмертные полотна замечаешь прелюбопытные детьали: на сеульской улице видны многочисленные машины, нарисованная университетская аудитория смотрится очень прилично, сами революционые студенты в хорошей одежде, и на некоторых картинах фигурируют даже компьютеры. До видео-цунами подобной пропаганды не было, да и нужды в ней не было. "Нищета там, голод, разруха - и всё!"
Остальные публикации на этом форуме: читать «Те, кто готов пожертвовать хоть каплей свободы ради капли стабильности, не заслуживают ни стабильности, ни свободы и в итоге потеряют обе»
«Рабоче-крестьянская страна любит свою Красную Армию. Она гордится ею. Она требует, чтобы на знамени её не было ни одного пятна»
Сообщение отредактировал Kim - Среда, 20.07.2011, 11:47