Авиация не предназначена что-бы действовать только над своей или только над чужой территорией. Авиация предназначена для воздействия на войска противника на всю глубину его оперативного построения.
Для начала вспомним что нам вещал резун в день "М": В 1939м году на Халхинголе
Жуков приказал вынести аэродромы как можно ближе к линии фронта. Это позволило самолетам брать меньше топлива, но больше бомб. Интенсивность использования авиации резко повысилась: самолеты взлетали, еще не набрав высоты, бомбили, быстро возвращались, брали бомбы и вновь взлетали. А когда советские танки ушли далеко вперед, авиация могла их поддерживать без смены аэродромов базирования.
.... в 1941м году
Жуков выдвинул аэродромы к самым границам и сосредоточил на них по сто, иногда и по двести самолетов. К самым границам Жуков выдвинул госпитали, базы снабжения, командные пункты.
Далее в интерьвью В. МЕЛИК-КАРАМОВ, Лондон
Я собрал данные по аэродромам. Аэродромы были в десяти-двенадцати километрах от границы. Шашка занесена, понимаете? Если бы за сто километров, если бы за Днепром была авиация, немцы туда бы не долетели. И не было бы внезапности. А так все наши самолеты сгорели. Сгорели самолеты, новейшие истребители. Когда поднимаются бомбардировщики без прикрытия, их давят. Если господства в воздухе нет, наши танки слепые. Циклопу нашему выбили глаз, понимаете? Начинаем двигать сверхмощные танковые корпуса, мехкорпуса, допустим, танковый корпус генерала Власова Андрея Андреевича, 4-й, подо Львовом. Чудовищное скопление танков. Тысяча танков. Но нужно, чтобы сверху висел самолет-разведчик. Потому что другие виды разведки не подходят. Нужно сейчас видеть: куда немцы повернули? Как только они накрыли аэродромы первой волны, мы не можем поднять самолет-разведчик. Поднимаем, его сбивают. Все. Тогда мы начинаем трепыхаться вправо-влево.
Подобные высказывания кочуют из одной книги в другую. Аэродромы со стоящими крылом к крылу самолетами, готовыми атаковать германцев.
Так во-время боев за Халкин-Гол аэродромы к линии боев были видвинуты гораздо раньше начала наступления РККА, в середине - конце июня. Связывается это с идеей Я. Смушкевича. Вынеся истребителную авиацию к переднему краю позволяло более эффективно прикрывать наземные войска. При своевременной работы службы опповещения истребители прикрытия успевали взлететь и встретить бомбандировщики противника в воздухе еще на подлете к цели. Сокращалось время реакции, также всегда была возможность поднять в воздух подкрепления.
красный цвет - истребителные полки синий - бомбандировочные, зеленый - штурмовые, желтый - разведывателные, серый - запасные.
Посмотрите на карту - по ней видно что: 1. Болшинство аэродромов не расположено в 10-12 км от границы (да именно с учетом положения границы на 22 июня) 2. К границе придвинута истребителная явиация - бомбандировочная же в основном базируется в глубине территории, хотя конечно не за Днепром (интересно как поддерживать обороняющиеся воиска авиацией базирующейся за 500-600 км?).
Картина нарисованная резуном "позволило самолетам брать меньше топлива, но больше бомб. Интенсивность использования авиации резко повысилась: самолеты взлетали, еще не набрав высоты, бомбили, быстро возвращались, брали бомбы" требовала же выдвижение к границе именно бомбандировочной авиации а не истребителной. Поэтому выдвижение аэродромов к ранице для атаки - явная поддтасовка (см пункты 1, 2).
Нет ничего зазорного в том, что бомбардировщики базировались на таком удалении от госграницы, что могли с одинаковым успехом воздействовать, например, на переправы через Прут, и с таким же успехом на нефтепромыслы в Плоешти. Или например на переправы через Сан и ЖД узлы Краков и Люблин. Это нормальная ситуация не связанная с намерениями руководства оборонятся или наступать. И при обороне и при наступлении лучше бить противника в местах его сосредоточения. А тот тоже не дурак, и эти самые "крупные места сосредоточения" будет держать в глубине своей территории. Чем ближе к линии фронта, тем больше деления "реки на ручейки".
За 600 км от передовой держать ударную авиации очень далеко. Во первых потому что самолёты в тот момент не летали до цели по прямой. Метод навигации в тот момент у ВВС РККА был доступен только один: метод счисления. Это подразумевает полёт по крупным наземным ориентирам. Что в результате увеличивает полётное расстояние. Дальше нужно учесть ещё один момент, что при прокладке маршрута над территорией противника обычно пытались обойти районы с большой концентрацией ПВО. Опять же увеличение маршрута. Ну и опять же никто не собирался заставлять пилотов садится с нулевым остатком топлива. Как минимум зашивали запас топляка для полёта на запасной аэродром по разнообразным причинам (погодные условия, не готовность своего аэродрома принять и т.д.)
Захватывать только 100 км глубины обороны противника нереально мало. Если я не ошибаюсь, то стандартная глубина действия фронтовой бомбардировочной авиации (Пе-2, СБ, Ар-2 и все зарубежные двухмоторные самолёты) 300-400 км от линии фронта. Что заставляло держать бомбардировочную авиацию на аэродромах, удалённых на 200-400 км от ЛБС. Ближе штурмовики и лёгкие бомбардировщики (Су-2, Ил-2, Ю-87). По-моему кстати в наше время назначение фронтовой ударной авиации и её дальность действия не поменялось. Так как рассчитывается эта дальность не из возможностей бомбёров, а из стандартной глубины операции сухопутных войск. Именно эта глубина зашивается в ТЗ при создании самолёта.
По поводу теории Резуна "садились, заправлялись, взлетали, бомбили и т.д. по кругу". Время подлёта до переднего края противника в вопросе количества самолётовылетов в бомбардировочной авиации играет наверное самую последнюю роль. По причине того, что намного больше времени занимает у бомбёров сам факт подготовки самолёта к полёту. При средних скоростях около 350 км в час (с нагрузкой, а без нагрузки ещё больше) расстояние 100 км покрывается за 15-20 мин. А вот стандартная подготовка к вылету той же Пешки занимала не менее 4-ёх часов. И это без учёта ремонта повреждений полученых в предыдущем вылете.
Именно поэтому даже после 43-го года в день чаще 2-ух вылетов редко приходилось делать бомбёрам. Наземка не успевала.
И ещё. Перед началом наступления обычно не перебазировали сразу части ближе к линии фронта, а использовали аэродром подскока. За день до наступления готовые бомбёры перелетали скрытно на них, там загружались и дозаправлялись, и с утра вылетали для нанесения удара. Возвращались уже на свой. И делалось это в основном не для того, что бы "дальше залететь", а для того что-бы противник позже обнаружил начало авиационного наступления.
Все темы — избиты, Все фразы — затасканы, Таланты — зарыты, Все люди — под масками.