Всем привет! Вот, решил написать небольшой ААР по первому прохождению второй Виктории. Сразу скажу, игра, на мой вкус, отличная, возможно лучшая в парадоксовской линейке! Но не без недостатков.
Начал за Швецию. Это идеальная страна для игры в Викторию: маленькая, но с большими перспективами, имеющая очевидные цели (возвращение Финляндии, объединение Скандинавии), сильных естественных врагов (Россия, Пруссия). Короче, есть к чему стремиться.
Моя налоговая политика в течение всей игры практически не менялась, так что с нее и начну: ползунки образования и бюрократии на максимум, гос. закупки и содержание армии – 36% в мирное время (так как если менее 35%, солдаты стараются сменить профессию) и по максимуму в военное.
Налоги мирного времени только до второй половины 40-х приходилось держать на уровне 49%. Затем постепенно снижал до 29% в конце 1870-х, и уже в XX веке пришлось поднять до 39% - 49% чтобы обеспечивать пенсии, здравоохранение и прочие социальные гарантии. Пытался экспериментировать с пошлинами, но быстро отказался от этой идеи – даже при незначительном повышении пошлин народ начинает тратить денежные резервы, и в итоге доходы казны только падают. Лучше уж влезть в долги, чем разорить своих подданных – если у населения есть деньги, то эти долги можно будет легко отдать. Снижение пошлин бьет по отечественному производству, так что 0 – для торговых пошлин значение оптимальное.
Налоги военного времени до 70-х годов поднимал до 59% - 65%, затем необходимость отпала, так как к тому времени редко располагал менее чем 100 – 200 тысячным резервным фондом.
Любой стране нужно в первую очередь выучить «Свободную торговлю» и «Машинное производство» - сельское хозяйство, добывающая индустрия и промышленное производство от этих техов становятся до 75% рентабельней. У Швеции «Свобода торговли» была уже изучена, так что мои ученые сразу взялись за «Машинное производство» (пока учили, государство наделало долгов где-то на 3000 рублей, но когда тех был изучен и случились важнейшие открытия вроде механических жаток и сеялок, бюджет пошел в плюс).
Уже в 36-м я объявил войну Дании с целью захвата Исландии и Гренландии. Война получилась не пыльная: вывел шведский флот в море, и датчане не смогли двинуть войска из Копенгагена. В это время мои десанты беспрепятственно оккупировали Орхус и Ютландию. Вобщем братья-скандинавы не долго канителились и отдали острова. С одной стороны это завоевание сводило к минимуму шансы Дании стать великой державой и посоперничать за объединение культурной унии, с другой – у Швеции появилась своя обширная колония, позволявшая не терять колониальных мигрантов. Учитывая немногочисленность государствообразующей нации (на начало игры шведов что-то около 750 000 семей) сохранение львиной доли миграционных потоков внутри державы было очень важно.
Затем, до 44-го года наступило затишье: накопление престижа, выход в великие державы, включение Дании в сферу влияния, начальная индустриализация, инфраструктуризация, военная реформа… Поскольку страна маленькая, я решил создавать компактную, но прекрасно оснащенную армию: распустил все пехотные соединения и сформировал в пропорции 2/1 гвардейские и артиллерийские, всего пять дивизий по три бригады в каждой. Кроме того с начала игры у меня было две кавбригады – драгуны и легкая кавалерия.
В 44-м закончилась либеральная революция – за нее дают 15 престижа. Именно столько мне не хватало, чтобы активировать событие «Благо братских народов», то есть объединение Скандинавии.
Объединив Скандинавию, я тут же объявил войну Гольштейну и без лишних хлопот его аннексировал. Тут на меня напала Австрия (у нее и у Пруссии есть постоянный казус белли с владельцем Шлезвиг-гольштейна). Боевые действия проходили вяло – пара оборонительных сражений в Киле да блокада Далмации моими кораблями. Потоптавшись в Лауэнбурге несколько месяцев, Габсбурги предложили белый мир. После этого Австрию захлестнула война националистических революций, которые привели к отделению Венеции, Словакии, Словении, Триеста и Хорватии. Чудом не отпала Венгрия. А якобинцы с анархистами терзали владения Габсбургов до самого конца 60-х.
Похожая ситуация сложилась в России – к 48 году в политическом режиме карты практически вся территория северного гиганта была заштрихована. Это был подходящий момент для того, чтобы начать войну за Финляндию. Для столь важного дела я провел мобилизацию (что увеличило армию на целых 13 бригад!) и двинул все без исключения войска на восток через Аландские острова (благо на море парусный русский флот потерпел сокрушительное поражение от моего смешанного парусно-пароходного). В считанные недели скандинавские войска заняли южную Финляндию и Петербург, однако русские из Карелии вошли в Норвегию. Укрепившись во вражеской столице я ждал, что царь сам предложит мир, но ошибся – мир-то он предлагал, но готов был отдать только один финский регион, а я хотел сразу два. Для отражения русских атак превосходящими силами пришлось перебрасывать даже оккупационные войска из южной Финляндии, которую, благодаря этому, противник вскоре смог вернуть. В Петербурге скандинавы выстояли лишь благодаря крайним мерам: пришлось объединить все войска в одну армию и поставить над ней генерала с четверкой по обороне. В итоге, через восемь месяцев войны я удерживал только Петербург и Аландские острова, а русские заняли Северную Норвегию и Норрланд. Не встречая сопротивления они двигались в направлении Стокгольма и Бергена.
Однако казаки сильно растянули коммуникации, и, выделив корпус из двух артиллерийских и шести гвардейских бригад, во главе с генералом-хорошистом по атаке получилось разгромить их отряды по отдельности – высокая скорость и даже «вездесущесть» корпуса была достигнута благодаря тому, что он перебрасывался с места на место по морю, а в Скандинавии не прибрежных провинций мало. На этом, собственно, царь Горох и выдохся. Мирный договор на шведских условиях стал делом времени.
Когда срок перемирия истек, отобрал у России еще и Карелию – это уже не составило особого труда, так как страну контролировали скорей якобинцы, чем прогнивший царизм.
После первой Египетской войны (о которой ниже) были еще две войны с Россией: за Аляску и за Прибалтику. Поражения в этих кампаниях окончательно подкосили государственное здоровье России – революции так и лихорадили ее до конца игры, отделились Грузия, Армения и Украина. Ради справедливости нужно заметить, что Прибалтика досталась довольно тяжело – на стороне России воевала Британия, и переброшенные из Индии красномундирники доставили множество проблем. Бритты запросили мира только после того, как Англию заняли Скандинаво-шотландо-ирландские войска, скандинавская армия выиграла кровопролитное генеральное сражение под Вильнюсом, а Россия пошла на сепаратный мир. В качестве контрибуции я потребовал у королевы Нунавут (самый северо-западный регион Америки) и выделил Канаду как сателлита.
В 50-х – 70-х в Европе произошел ряд изменений: от Британии отделились Шотландия и Ирландия, Франция отобрала у Пруссии Рейнланд, Пруссия отобрала у Голландии Фрисландию и Гельдерн, Турция у Хорватии – Далмацию, Россия у Турции - Карс и Гиресун.
В шестидесятых началась серия из четырех Египетских войн, последняя из которых закончилась в 1916. Предыстория у них была такая: Сицилия, традиционно являвшаяся частью сферы влияния и союзником Франции, в свое время, отобрала у Египта Крит и решила расширить колониальные владения за счет этой большой, но весьма рыхлой африканской страны, в которой вечно шла гражданская война: восстания якобинцев, анархистов, реакционеров, а затем и коммунистов вспыхивали одно за другим, а часто и одновременно. Режим менялся каждые 3-5 лет. Военная «мощь» многомиллионного Египта оценивалась в 5 очков. Вобщем легкая добыча, если б не одно «но» - с тех пор, как шведы построили Суэцкий канал, Египет входил в Скандинавскую сферу влияния. Тем не менее наглых макаронников это не остановило, и где-то в конце 50-х они начали войну за Асмару и Хайлаб. Египет обратился за помощью к своему покровителю. В итоге в войну оказались втянуты Франция и Скандинавия.
Отсталый но весьма многочисленный французский флот (тучи парусных линкоров) противостоял более современному (парусные линкоры и мониторы), но небольшому скандинавскому флоту. На море сложился паритет. Турция являлась частью сферы влияния Франции, и из Туниса через османскую Ливию в Египет хлынули целые орды французов: всего около четырех армий примерно по 15 бригад пехоты, по 3 артиллерии и кавалерии. Вскоре Египет капитулировал. Французы смогли высадить в Ютландии сильный десант, и для того, чтобы его блокировать, пришлось даже перебросить на запад Карельский и Финский гарнизоны, обе кавалерийских и исландскую полицейскую бригаду. Проклятые лягушатники расширили войну, потребовав у меня Датскую Вест-Индию. Чтобы помириться на условиях статус-кво пришлось призвать на помощь союзников (все латиноамериканские страны кроме Мексики, СПЦА и Бразилии).
После этого поражения стало очевидно, что только морская гегемония сможет обеспечить шведам победы в будущих войнах против Франции – по количеству сухопутных войск Скандинавия сможет сравняеться с такими странами как Англия и Франция только в ущерб экономическому росту. Вобщем мои ученые приналегли на морские техи, и, как показало время, это было правильное решение.
Вторая Египетская война прошла без вмешательства великих держав вничью – у итальянцев началась либерал-анархистская революция и стало не до колоний.
Третью войну Сицилии объявил я сам и потребовал вернуть Египту Асмару с Хайлабом. Здесь Скандинавия была уже во всеоружии – Франция потерпела полный разгром на море – скандинавские крейсеры распотрошили их рейдерский флот и растянулись вдоль берегов метрополии и колоний, блокировав порты. На Сицилиях, в Турции и турецких Балканах, во французской Вест-Индии, в Гайане были высажены десанты. В результате итальянцы вернули Египту владения на материке, а Турции пришлось освободить Кипр.
Четвертая война прошла по сходному сценарию. Отобрав Крит у итальянцев я дал острову суверенитет (а к тому времени там проживало полтора миллиона итальянских семей), так что сателлит получился довольно упитанный.
Кстати, бывшие итальянские колонии в Африке в 20-х годах захватила Украина, но я был на нее не в претензии, так как к тому времени уже сам пилил Егепет, убедившись в нецелесообразности покровительствовать такой непутевой стране.
После четвертой Египетской Скандинавия ни с кем не воевала, если не считать того, что в 35-м немного расширила европейские владения, заняв Гамбург и Любек. В течение игры, не считая Исландии и Гренландии, скандинавы колонизировали следующие территории: Патагония и Араукания, Аляска, Калимантан, Новая Гвинея, Сахалин и Курилы, Нижневартовск, практически вся Океания (кроме островов, занятых Англией, Голландией и Испанией с начала игры), несколько регионов в Западной Африке. Всего население Скандинавии насчитывало 32 млн. семей или 185 млн. подданных, из них 55,6% шведы, 8,4% датчане, 5,7% норвежцы, 4,1% финны, 2,9% исландцы. За 100 лет титульная нация выросла с 750 000 семей до 18 000 000 семей.
Игру я закончил на 3 месте: 1-е место по престижу, 5-е по промышленности, 3-е по военной мощи.
Напоследок, пара строк об исторических судьбах некоторых государств - самых забавных или запомнившихся:
Империю Габсбургов после отпадения окраин, казалось, можно было списывать со счетов, однако в 70-х случился австрийский ренессанс: вслед за возвращением Словакии начались братские войны с Гогенцоллернами, в результате которых последние потеряли Восточную и Западную Пруссию, Силезию, Померанию. Австрия закончила игру 5-й в клубе великих держав - Пруссия заняла в общем рейтинге жалкое 16-е место.
Ничтожные Саксен-Кобург-Гота два раза выбивались в великие державы по престижу – то ли первыми открыли какой-то культурный тех, то ли у них есть какое-то мега-событие... Но факт остается фактом.
Грузия обзавелась колонией – отобрала у Ирака, отпавшего от Османов, Кувейт.
Гамбург всю игру (где-то с 40-х) был захвачен германскими пан-националистами. Курьез в том, что пан-националисты не меняют правящую партию, а присоединяют удержанную в течение года прову к лидеру культурной унии. Присоединяться в данном случае было не к кому – так бедный Гамбург и оставался под контролем мятежников, пока его не проглотила Скандинавия.
Хорватия – самое героическое государство кампании. В 80-х хорваты смогли отстоять свою независимость в войне против возродившейся Австрии. Более того, надавали оплеух напавшим под шумок туркам и словенцам. Бились на три фронта, но выстояли. В 1932 году Хорватия победоносно вернула себе Далмацию. После этого от Турции отвалилась Босния.
Из недостатков игры можно отметить:
1. Несбалансированность экономики в части кораблестроения. Корабли стоят слишком дешево. Было очень смешно, когда у меня появилось историческое событие «Крейсер для короля»: вся Швеция торжественно скинулась на современный крейсер. В реале крейсер действительно штука дорогая, и его производство или закупка – дело государственного масштаба. А у меня в игре их и так уже было штук 30 (что, кстати, совершенно не обременяло казну).
2. При упомянутой дешевизне военных кораблей, великие державы почему-то не строят нормальные флоты – тучи рейдеров – это максимум, на что хватает воображдения АИ. Воевать на море слишком легко.
3. Совершенно нереалистичные масштабы миграции в колонии. Там что, медом намазано? К 60-м годам в Гренландии жило больше народу, чем в Норвегии.
3. Колонии резиновые – туда едут миллионами, вне зависимости от площадей. В провинции Суэц проживало 2 200 000 семей. Как они там разместились – загадка. Тихоокеанские острова, судя по всему, приходилось застраивать в несколько этажей, чтобы тучи эмигрантов могли ловить рыбу, высунув удочки из окон.
4. Колонию можно преобразовать в штат только если определенный процент населения, принадлежащий к титульной или признанной нации составляют чиновники. Но иногда случается, что нишу чиновников занимают аборигены – тогда территория превращается в вечную колонию (и туда едут те самые миллионы эмигрантов). Простимулировать рост количества чиновников нужной нации в колонии невозможно.
5. Из пресловутых миллионов колонистов львиная доля почему-то становится солдатами. Ну нахрена мне в Суэце солдат, которых хватит на формирование 611 бригад? Интересно, на какие средства они там живут? На милостыню живут 1 826 000 безработных солдат с семьями? Или это типа стрельцов – военно-ремесленные поселения? Тогда пусть производят что-нибудь. И это при том, что расходы на содержание армии я редко поднимал выше 36%...
6. Условия для вестернизации нецивилов походу слишком тяжелые – ни одна страна за всю игру не модернизировалась.
7. Странно, что после революций страны остаются в той же сфере влияния. По идее Красная Ирландия или даже Гватемала должна порвать с реакционной Скандинавией как только коммунисты пришли к власти. А вообще, лучше было б как в ДП – усложнить процесс сближения стран с разными идеологиями (и с разными религиями тоже).
8. Нереалистичная механика ассимиляции. Если русские или немецкие эмигранты в шведской колонии натурализуются в шведов – это нормально, если конвертируются в шведов на своей исторической территории – можно себе представить, но как исключение, не правило. А вот когда скандинавами запросто становятся микронезийцы, индейские меньшинства, афрокарибеньо и обозванные noculture африканские негры...
ИМХО надо было бы:
а) присвоить всем культурам в игре скрытую характеристику «раса»
б) для принадлежащих к одной расе оставить механизм ассимиляции тот же самый, но уменьшить скорость ассимиляции у ПОПов, проживающих в национальной провинции своей культуры: например, украинцы, проживающие в Австрийской Галиции (национальной территории потенциальных государств Рутения и Украина) не должны превращаться в немцев с такой скоростью, что к началу 20-го века украинцев в Галиции вовсе не остается.
в) для культур разных рас ввести метисацию. Допустим, на Аляске, индейцы превращались бы тогда не в шведов или норвежцев, а в «шведскоязычн. метисов»; население Габона – не в финнов и исландцев, а в «финноязычн. мулатов». А если, допустим, Япония владеет колонией в Африке, то это будут «японоязычн. самбо». Эти метисы включались бы в признанные нации, как, например, афроамериканцы у САСШ – суть ведь та же. А иначе популяции колонизаторских наций оказываются неправдоподобно велики.
9. Ну, и в качестве вольной фантазии: неплохо было б сделать в игре возможность проводить политические и религиозные репрессии, а так же геноцид. Это разнообразило бы внутреннюю политику, да и внешнюю тоже…
Ну, пожалуй все. Несмотря на то, что закончил списком недостатков, достоинств у Вики, конечно, гораздо больше! Всем удачной игры!
Скриншоты: