Армия Рима представляла собой великолепный боевой механизм. Легионеры были прекрасно обучены, отлично экипированы,их вели в бой опытные военачальники. Однако, колоссальные успехи римлян нельзя объяснить только тренированностью и оснащенностью легионеров. У римской армии было то, чего не было у других, даже самых развитыхнародов. Это «тайное» оружие называлось — ДИСЦИПЛИНА. Только настоящая воинская дисциплина могла спаять легионеров в устрашающую боевую машину. Ни в одной армии древнего мира дисциплина не была столь суровой, а повиновение военачальникам таким беспрекословным как в римских войсках. Сами римляне по праву считали дисциплину основой всех своих военных успехов и называли ее главной гордостью, оплотом и вернейшим стражем своей державы. Дисциплина в римской армии была основана на огромной власти военачальника и беспощадной суровости наказаний. Полководец имел право практически неограниченно распоряжаться жизнью и смертью своих легионеров. Военачальник мог подвергнуть телесным наказаниям или казнить даже высших командиров самого знатного происхождения. От консулов, которые в период республики осуществляли верховное командование, такая же непререкаемая власть рапространялась и на нижестоящих командиров.
ДЕЦИМАЦИЯ
Это наказание, а точнее сказать казнь, была наиболее жестоким средством поддержания дисциплины и даже самими римлянами считалась крайним средством. Этой казни подвергали не отдельных лиц, а целые подразделения, легион, а иногда и несколько легионов. Казнь налагалась за трусость перед лицом противника, позорное бегство с поля боя или злостное неподчинение приказам высшего военачальника.Заключалась процедура децимации в том, что в провинившемся отряде по жребию отбирали каждого десятого солдата. Затем, тех легионеров, на кого пал жребий, перед строем всего войска забивали на смерть камнями или палками. Остальные солдаты наказанного отряда, которых миновал несчастливый жребий, подвергались воздействию позорящего наказания, им вместо пшеницы выдавали для еды ячмень, а также приказывали ставить свои палатки вне воинского лагеря. Позор для оставшихся в живых состоял в том, что по мнению римлян пища из ячменя не подобала свободным людям,а полагалась животным и рабам, т.е. человек подвергшийся такому наказанию как бы временно утрачивал свой высокий социальный статус воина и гражданина и перемещался на уровень скота и рабов.
Безусловно, внешне такая "операция" выглядит жестокой и крайне несправедливой по отношению к тем, на кого падал несчастливый жребий. Да и сам подход кажется варварским. Однако, приходится признать, что в деле оздоровления воинских коллективов практика "децимации" давала очень неплохие результаты.
В 74 году до н.э. в Италии случилось одно из крупнейших восстаний рабов под предводительством Спартака. Оно было интересно тем, что восставшие полностью переняли обыкновения и устройство римской армии. Результатом этого стало множество крупных и мелких побед над регулярным римским войском, полностью подорвавшими его дух и уверенность в собственной непобедимости. Сколько бы армий ни высылал против восставших Рим, всё было безуспешно - Спартак разбивал каждую. Неуклонная победоносность армии рабов была столь велика, что это посеяло повсеместную панику.
Поворот произошёл, когда к войскам прибыл Марк Красс: он начал с того, что провёл полную децимацию всего римского войска, позорно бежавшего от врага под Сублавэем (72 год до н.э.) Результат не замедлил сказаться. Уже в следующем сражении (при горе Гарган) римское войско одержало первую серьёзную победу. А ещё через год восстание, приводившее в ужас всю Италию, было полностью подавлено.
Следует заметить, что римские полководцы не всегда хотели терять каждого десятого солдата из провинившегося подразделения. В таких случаях применялись так называемые вицезимация и центезимация,т.е. казнь через каждого двадцатого и сотого легионера соответственно.
Нельзя не упомянуть о случае,когда проигравшие битву легионы сами, добровольно, требовали подвергнуть себя этому суровейшему наказанию.По свидетельству Юлия Цезаря, его легионеры были так пристыжены после поражения от войск Помпея в битве при Диррахии (и им было от чего умирать со стыда, в той битве ветераны Цезаря панически побежали под ударом войск Помпея состоящих в основном из молодых солдат), что стали требовать от своего императора, чтобы тот децемировал их. Цезарь, однако, слишком ценил своих бойцов и не захотел воспользоваться этим предложением, а наказал только знаменосцев побросавших свои знамена.
ФУСТУАРИЙ
Это самое распространенное наказание за серьезные проступки налагаемое индивидуально, на конкретных лиц. Фустуарий представлял собой избиение виновного солдата камнями или палками.
Историк Полибий оставил нам описание этой экзекуции. Вот как она проходила:
«Трибун берет палку и ею как бы только касается осужденного; вслед за этим все легионеры бьют его камнями и палками. Наказуемых забивают большею частью тут же, в самом лагере, а если кто-нибудь и выходит еще живым, то не на радость себе. Да и какая ему радость, если возврат на родину ему не дозволен, и никто из родственников не осмелится принять такого человека к себе в дом. Поэтому раз постигло кого подобное наказание, он погиб бесповоротно.»
Как видно из этой цитаты, как и в случае с децимацией, этот вид наказания имел продолжение и после самой экзекуции и не заканчивался на самой процедуре фустуария. Выжившего ждало вечное изгнание, без права возвращения на родину к своим родным и близким.
СМЕРТНАЯ КАЗНЬ
Смертью карались трусость, измена, шпионство, неповиновение начальству, возмущение к неповиновению других солдат. Чаще всего преступнику рубили голову топором или мечом. Казнь производилась за пределами лагеря. В соответствии с законом вырывали яму определенной длины и глубины, в которую ставили преступника. Далее следовал звук трубы, и особо назначенные солдаты приводили в исполнение приговор в присутствии трибунов и центурионов. Казненного хоронили тут же.Так обстояло дело если наказанию подлежал один человек или небольшая группа лиц.
Определенного сопутствующего ритуала похоже, что все зависело от воли того, по чьему приказу проводилось это мероприятие.
Вот несколько примеров: Массовое уничтожение постигло, четырехтысячный легион, посланный против Пирра защищать город Региум. Вместо исполнения приказа, легион сам овладел этим городом, избил в нем жителей, провозгласил свою независимость и таким образом совершил акт дезертирства и государственной измены. Десять лет спустя, когда Пирр покинул Италию, остатки возмутившегося легиона были взяты в плен и отведены в Рим, где ежедневно казнили из них по пятьдесят человек, пока не истребили всех. Никакой жалости к изменникам римляне не проявили.
Не знали пощады римляне и к перебежчикам в неприятельский лагерь. Несмотря на их количество, всех предавали мучительной смерти. Однажды триста семьдесят дезертиров достались в руки Фабию Максиму. Он отправил их в Рим. Там их жестоко избивали, затем сбросили с Тарпейской скалы. Марцелл взял в плен в Сицилии до двух тысяч перебежчиков. Их сначала секли розгами, после чего отрубили всем головы. Та же участь постигла перебежчиков из римских союзных войск, которые после битвы с карфагенянами при Заме были выданы обратно Сципиону. Не менее жестоко поступил с перебежчиками Павел Эмилий после своей победы над македонским царем Персеем. Он велел всех их бросить под ноги слонам, которые растоптали их...
ПОЗОРЯЩИЕ НАКАЗАНИЯ
Эта разновидность наказаний применялась гораздо чаще, чем разновидности упомянутые выше. Цель этого вида дисциплинарного воздействия заключалась в том, чтобы, выставив провинившихся в смешном или унизительном положении пробудить в них чувство стыда. Проявившим трусость легионерам, военачальник мог, например, приказать стоять босиком, без пояса, в одной нижней рубахе в центре лагеря, иногда с куском дерна или жердью в руках, копать ненужные канавы или носить взад и вперед камни. Рассказывают, что когда один из легионов отказался идти в тяжелый поход, консул приказал мятежникам выйти без оружия и поясов, окружил их своими вооруженными легионами и велел рубить солому на виду у всего войска. Как можно заметить, и здесь имеет место временное понижение социального статуса виновного, которого заставляли заниматься несвойственной и нелепой работой и кроме того, как бы временно исключали из числа мужчин, ведь солдатская рубашка не подпоясанная воинским поясом свисала ниже колен, что делало ее похожей на женскую одежду.Намек здесь налицо,ведь и в наши дни очень немногие мужчины без стыда согласятся переодеться в женское платье, а уж что должны были чувствовать легионеры в те времена ведают только вечные боги.
Интересно то, что римляне отличались известным демократизмом в применении наказаний этого вида и в случае необходимости его жертвами с равной легкостью становились как простые воины, так и военачальники. Это прекрасно подтверждают два эпизода из биографии знаменитого римского полководца Домиция Корбулона во время действий подчиненных ему войск в горной Армении.
Некий Пакций Орфит, командир части вспомогательных войск в армии Корбулона, нарушил недвусмысленный приказ командующего запрещающий атаковать противника и отдал приказ о наступлении. Армяне, бывшие в тот момент врагами римлян,выстояли и ответным ударом обратили римлян в паническое бегство, причем паника распространилась и на войска римлян не участвовавшие в этой стычке.
Корбулон, дабы примерно наказать беглецов, распорядился чтобы беглецы, вернувшиеся к основной армии, с этого момента разбивали свои палатки только за оградой лагеря. Это было позорно, ибо такое символическое унижение применялось обычно к тем подразделениям, которые пережили процедуру децимации.
В другой раз, Корбулон обнаружил, что некий Эмилий Руф, являвшийся префектом в частях вспомогательной кавалерии, мало того, что довел дело до того, что его отряд бежал с поля боя, так еще и не заботится о снабжении своих людей надлежащим вооружением и снаряжением. В качестве наказания Корбулон приказал этому Руфу явиться к палатке командующего, а затем велел своим ликторам раздеть того донага. Голый и униженный Руф был принужден стоять по стойке «смирно» до тех пор, пока полководец не смилостивился и не отпустил его.
С большей или меньшей периодичностью применялись:
- денежный штраф или частичная конфискация добытых трофеев (pecuniaria multa);
- временное лишение оружия;
- военные упражнения с поклажей;
- знаменитая порка (castigatio) центурионами легионеров виноградной лозой.Жезл из виноградной лозы – витис, давал центуриону право наказывать римских граждан, и эта власть была такова, что изображение именно этого атрибута обозначает соответствующий чин.Центурион и витис понятия нераздельные, по свидетельству Тацита ,одного из центурионов солдаты прозвали «Подай другую», так часто этот зверюга ломал свои жезлы о спины своих подчиненных. (надо сказать, что «благодарные» подчиненные припомнили ему его прегрешения перед ними и во время бунта закололи окончательно доставшего их центуриона).
Судя по всему, центурион сам определял тот момент, когда ему нужно было «взбодрить» подчиненных ударом витиса,ничье разрешение для этого ему не требовалось и если он считал, что подчиненный нерадив, то бедолага,по словам римского поэта Ювенала:
«… по башке получал суковатою палкой, если ленилась кирка и медленно шло укрепление».
Нужно добавить, что такие удары не считались позорящими честь воина.
- публичная порка перед центурией, когортой или целым легионом (animadversio fustium). А вот это гораздо более позорное наказание чем банальное castigatio;
- сокращение жалованья (aere dirutus);
- исправительные работы (munerum indictio);
- разжалование по чину (gradus deiectio) или по роду войска (militiae mutatio);
В последнем случае,это(militiae mutatio) означало разжалование и перевод в менее престижный род войск: например, из легиона во вспомогательные войска, из конницы в пехоту. Сопровождалось все это немалым позором, для подвергнутого наказанию воина.
Однако, известны случаи когда о таком переводе совершенно добровольно просили старые и заслуженные бойцы. Это происходило тогда, когда их собственное подразделение подверглось такому унизительному разгрому или так себя запятнало, что нахождение в его рядах само по себе сулило немалый урон для воинской чести и было предпочтительнее уйти самому, пусть даже и с понижением, чем оставатьсясреди тех, кто опозорил себя.
- позорное увольнение со службы без наград и привилегий (missio ignominiosa, которое иногда постигало целые отряды);налагавшаяся как на целые воинские части, так и на отдельных воинов в случае проступков, при наказании за которые можно было избежать смертной казни. В случае целых подразделений позорная отставка сопровождалась damnatio memoriae – забвением памяти, которая выражалась в стирании любых официальных письменных упоминаний о данной воинской части. Любопытно, что даже казармы подразделения, подвергнутого децимации, позорной отставке или разгромленного в бою, подлежали уничтожению.
К примеру, прославленныйX Легион прекрасно проявивший себя в армии Ю.Цезаря (этот легион был своего рода его личной гвардией «преторской когортой») был за свою непокорность и склонность к возмущениямс бесчестием распущен по приказу Октавиана Августа.То же приключилось и с III Галльским легионом в правление Элагабала, и с III Августовым легионом (в 238 г.); последний выступал против Гордиана I и Гордиана II в Африке, поэтому Гордиан III, внук первого и племянник второго, признанный императором римским сенатом, решил наказать соединение, способствовавшее гибели его деда и дяди.
Индивидуальное увольнение было не менеетяжкой карой. Во времена республики этот процесс происходил так: военачальник вызывал из строя подлежащего исключению и объявлял ему: «Ты мне больше не нужен». Солдат слагал оружие, военные атрибуты и знаки отличия, даже снимал обувь. После этого он на всю жизнь считался обесчещенным. Он не мог исправлять никакой общественной должности, не имел права жить не только в Риме, но и не находил себе приюта на родине. Этот позор был так велик, что его нелегко переносили даже христиане, которые подвергались ему из-за своей веры. Были случаи, когда они опять возвращались к язычеству, для того чтобы остаться в армии.