Как известно, я не принадлежу к числу игроков, которые любят вносить в наш мод какие либо революционные изменения, чисто ради самих изменений - лишь бы сделать что то новое, доселе небывалое и потом бесконечно заниматься бета-тестированием последствий. Мне нравится сбалансированный и стабильный геймплей.
Мне очень нравится наш текущий мод и желание что то в нем поправить у меня появляется лишь в случае обнаружения каких либо вопиющих косяков, нелепостей и дисбалансов. Так например в прошлой моей работе я системно исправил многочисленные и серьезные косяки, связанные со статами и ценой всех бригад, а затем заодно исправил статы и цену некоторых нерентабельных юнитов.
И после этих правок уже совершенно ничего не предвещало, что в моде могут скрываться еще какие либо серьезные косяки, требующие исправления, мод казался практически идеальным.
И уж тем более мне никогда в голову не приходила мысль что то править во флоте, т.к. текущие статы и цены кораблей были проверены временем и множеством игр и текущий флот совершенно меня устраивал и был привычен. Я уж точно не из тех кто предлагает внезапно удешевлять/удорожать флот в 2 раза и тому подобные приколы.
Но вдруг, пару недель назад, в мемуарах Редера, я наткнулся на фразу, вынесенную в эпиграф.
"Кто то пи..дит, подумал Штирлиц"
8 стартовых авиков ВБ? Не, не видел.
И мне захотелось выяснить кто же всетаки пи..дит, Редер или Парадоксы?
А заодно уж и проверить - верно ли Парадоксы отразили в игре состав флотов основных стран по состоянию на 1 января 1936 года.
Сказано - сделано. Я скачал десятки военно-морских справочников и книг по военному кораблестроению в период первой половины XX-го века и начал втыкать, систематизируя получаемую информацию.
Мне требовалось найти ответы на следующие вопросы:
1. Корректно ли Парадоксы отразили состав флотов на 1 января 1936?
2. Все ли корабли, находящиеся на стадии строительства учтены Парадоксами в закладке "Производство", и правильный ли % готовности им установлен?
3. Не забыли ли Парадоксы, что некоторые крупные корабли постройки 20-х годов были в последствии серьезно модернизированы и их статы существенно изменились по сравнению с изначальными?
4. Корректно ли Парадоксы отразили разницу в статах кораблей разных классов и разных лет (техов)?
5. Корректно ли Парадоксы распределили реальные исторические корабли, по действующей в ХОИ-2 условной парадоксовской линейке техов-классов?
И вот, спустя 2 недели кропотливой работы, я готов предъявить общественности ее итоговые результаты.
Итак, основные выводы, вначале вкратце, по пунктам:
1. Состав флотов на 01.01.1936 выполнен на 100% идеально, Парадоксам респект! Не "потерян" ни один мало-мальски существовавший корабль, разыскать "редеровские" 2 лишних авика ВБ мне так и не удалось. Видимо и Парадоксы и я пользовались одинаковыми военно-морскими справочниками
.
2. Тут Парадоксы явно схалтурили. Отражены далеко не все корабли, находившиеся на 01.01.36 в стадии строительства, да и те которые Парадоксы отразили, зачастую имеют некорректный % готовности. Достаточно сказать, что нет таких вовсе немаленьких строящихся кораблей, как Литторио, Витторио, Шарнхорст, Гнейзенау, Страсбург, несколько авиков не говоря уже об крейсерах и эсминцах.
Подозреваю, что ошибка Парадоксов состояла в том, что они, возможно, считали начало строительства корабля не с момента начала строительства корпуса, а с момента спуска корабля (т.е. уже полностью построенного корпуса) на воду и начала его финальной достройки (установка артиллерии и прочей начинки), что конечно же явная нелепость.
3. Фактор модернизации некоторых старых кораблей Парадоксы в сценарии-1936 вообще не принимали во внимание (хотя отчасти это было не всегда невозможно т.к. некоторые корабли модернизировались после января 36 года). Так например 4 итальянских древних дредноута типа Цезарь у Парадоксов так и остались древними дредноутами, которые так и не превратились в более эффективные и быстрые боевые единицы. Так же забыли и про модерницации линейников типов Ренаун и Конго и старых огромных авиков типа Саратога и Акаги. (Справедливости ради, отмечу, что при загрузке например сценария -1939, два Цезаря все таки преображаются - они там уже линки-2, но ведь модернизация началась в 35-ом и в реале, к войне были апнуты не 2, а все 4 итальянских линка)
4. Тут у Парадоксов полный косяк и эпик фейл. Проблема в том, что Парадоксы совершенно проигнорировали исторические реалии - так называемые Вашингтонские и Лондонские морские соглашения и использовали для ТТХ кораблей ту же самую линейно-повышающуюся схему, что и для остальных юнитов.
Если например, для наземных юнитов подход:
новее=мощнее=дороже вполне подходит как по историчности так и по геймплею, то для кораблей такой подход уничтожает какую либо историчность просто на корню, по причине того что в реальной истории в период с 1922 по 1939 годы нормальный ход эволюционого развития кораблей был категорически нарушен этими самыми морскими соглашениями, направленными на сдерживание гонки морских вооружений.
В этот период страны строили корабли не с такими ТТХ, с какими им хотелось бы, а с такими, какие могли бы вписаться в рамки сложных ограничений и лимитов. Поэтому для кораблей построенных в период с 1918 по 1939 годы "старый" не всегда = "менее мощный" (как у Парадоксов), а иногда даже и совсем наоборот!
5. Поскольку, как оказалось, Парадоксы крайне халтурно отнеслись к п. 3 и 4, то совершенно закономерно, что они так же допустили ряд ошибок, заключающихся в некорректном распределении реальных исторических кораблей по их же собственной, условной парадоксовской линейке техов.
В качестве совершенно вопиющего примера - огромный, мощный и скоростной красавец, бессменный флагман британского флота, линейник Худ у Парадоксов оказался не только не сильнее, но даже слабее (!) и посредственного Дюнкерка и даже слабее таких
несуразных уебищ, как Шарнхорст и Гнейзенау
Систематизация ТТХ реальных кораблей и группипровка их по классам
Вообщем, я свел ТТХ реальных кораблей в одну таблицу и разбил их группами по сетке техов ХОИ-2. Это было не всегда просто и однозначно, т.к. есть корабли с не вполне стандартными ТТХ, но тем не менее я считаю что решил все "пограничные" случаи правильно.
Для линейных крейсеров и для тяжелых крейсеров разделить классы кораблей по годам техов не представляется возможным, поэтому я ввел другую классификацию - для линейников по водоизмещению, для тяжелых крейсеров по бронированию и специальный эксклюзивные класс для "карманных линкоров Гитлера" с орудиями 283мм.
ТТХ реальных кораблей:
И по результатам изучения данной систематизированной информации, я вывел некие усредненные, типовые значения ТТХ для каждого класса и теха, при этом, таким образом, что бы отражались основные исторические тенденции в развития кораблей данного периода.
Так же, производя это "усреднение", я держал в уме "фактор максимальных скоростей" и удобство дальнейшего перевода реальных ТТХ в игровые параметры.
И вот какая неожиданная, непривычная, но в то же время весьма интересная и многообещающая для геймплея картина нарисовалась:
Что касается максимальных скоростей - можете оценить и спрогнозировать последствия сами, а я пока немного пройдусь по остальным характеристикам и классам кораблей.
1. Для линкоров мы видим характерное историчное проседание главного калибра у "вашингтонских" линкоров начала 30-х годов, по сравнению с последними довашингтонскими линкорами (с 406мм до 380мм), но при этом у новых линкоров повысилась скорость. И лишь американский линкор 41 года снова вернул этому классу 406-е орудия. У парадоксов, увы ничего подобного не наблюдается.
2. Для линейников мы видим, что есть старина Худ и все остальные. Перед Худом идут в одном классе как новые линейники Дюнкерк и Шарнхорст, так и апнутые мощные старички типов Конго и Ренаун. А перед ними как ни удивительно, появляются апнутые... Цезари. Причина в том, что после апа, хотя орудия Цезарей и увеличили немного свой калибр, но до уровня сверхдредноутов они всеравно не дотягивают. Но зато Цезари после апа резко прибавили в скорости, что и дает нам все основания причислить модернизированные Цезари не к линкорам (как это общепринято считать), а именно ко вторым линейным крейсерам, т.к. преобладание артеллерийской мощности над броней при высокой скорости является определением именно класса линейных крейсеров, а не линкоров.
Первые линейные крейсера переименованы мною в броненесцы (линейников тогда не существовало впринципе) и туда свален доисторический хлам вроде Шлезвига и итальянского Джорджио - для тяжелых крейсеров эти корабли слишком сильны и слишком медленны.
А после Худа мы видим закономерный закат развития этого класса кораблей и его оригинального последнего представителя Аляску - очень ослабленная артиллерия при очень высокой скорости.
3. Для тяжелых крейсеров мы видим точное отражение исторических реалий - ранние "вашингтонские" крейсера несли совершенно картонную броню и были уязвимы не только для 203мм орудий тяжелых крейсеров, но даже и для 152мм орудий легких крейсеров.
Поздние "вашингтонские" крейсера стали уже получать более мощное бронирование, защищавшее их от 153мм орудий и средняя скорость достигла 33 узлов. Что мы обязательно не забудем учесть при переводе ТТХ кораблей в игровые статы.
За стандартными вашингтонскими крейсерами следуют плоды необузданной фантазии немецких конструкторов - "карманные линкоры Гитлера", обладающие совершенно картонной броней, не самой высокой скоростью, но орудиями аж на 3(!) калибра большими чем у их 203мм "одноклассников".
Ну и завершает линейку тяжелых крейсеров американский рекордсмен и потенциальный охотник за авиками в ХОИ-2 со скоростью 34 узла.
4. Легкие крейсера так же, делятся на вашингтонские и поствашингтонские, с более усиленной броней. Так же мы можем видеть что максимальная скорость 33 узла была достигнута легкими крейсерами сразу же после ПВМ, а не в 41 году, как "кажется" Парадоксам.
5. Броню авиков впрямую сравнивать невозможно, т.к. соперничали разные школы - ВБ старалась бронировать палубу, США старались бронировать борта, Японцы бронировали все понемногу. Поэтому я тупо сложил броню бортов и палубы, что бы получить некие абстрактные цифры, но которые при всем при том, все же отображают насколько много броневого веса несет тот или иной корабль.
Так же мы видим очень интересную особенность - японские авики 36-38 имеют замечательную скорость 34 узла, что выше чем авики 41 года и грех не попробовать это реализовать в игре.
Можно конечно все усреднить, дать всем авикам скорость 33... но гораздо интереснее взять за образец авиков-36 именно японский тип - тогда мы получим не один играбельный авик-41, а два типа! Пораньше, послабее, подешевле но со скоростью 34 узла и попозже, посильнее, подороже но со скоростью 33 узла. Было бы весьма интересно попробовать такой эксперимент, он внес бы некоторое разнообразие и при этом приблизил бы игру к историческим реалиям.
Правки состояния флотов и кораблей на 01 января 1936 года
Прежде чем перейти к переводу реальных ТТХ кораблей в игровые статы, надо вначале навести порядок в состоянии флотов на 01 января 1936 года.
Выкладываю табличку со всеми корректировками, требующимися для воссоздания реальной исторической картины:
Зеленым обозначены корабли, перенесенные из другого класса.
Красным - строительство новых.
Белым - все ОК.
Проценты означают или прогресс строительства или прогресс реальной исторической модернизации или процесс кап. ремонта (только для Худа).
(Например к началу войны Худ за все 20 лет ни разу не ставился на капремонт и потому имел реальную скорость существенно ниже первоначальной (31 узел). Теперь же у игрока будет выбор - играть исторично и пасть от первого же выстрела Бисмарка, или все таки заменить изношеные котлы и механизмы и уклониться от прямой дуэли с Бисмарком :)
1. По линкорам мы видим несколько строящихся, которых нет у парадоксов. Видим что в целом все линкоры проклассифицированы парадоксами верно, за исключением всех 5-и французских линкоров, которые явно не дотягивают до класса сверхдредноутов и потому мы их опускаем в класс дредноутов. Только что заложенный Ришелье я решил таки воткнуть, т.к. пусть французский ИИ его все таки построит, так будет исторично, да и всеравно от французской наземки толку особо нет, а вот флот частенько успевает повоевать. Да и вдруг союзники захотят купить потом Ришелье себе - пусть будет такая возможность.
2. По линейникам было сказано выше - Конги и Рапалсы апаем на класс вверх, а Шарнхорст и Дюнкерк, соответственно на класс вниз и ставим на их место Худ. Все 4 Цезаря ставим на историчную модернизацию и переносим из дредноутов в линейники-2.
3. По т.к. - расставляем карманные линкоры и Хиппер по своим новым классам и понижаем некоторые т.к. ВБ и япы со второго на первый уровень.
4. По л.к. видим существенные ошибки парадоксов для ВБ и США. Переносим, вставляем в производство. Французам переносим 5 лк на класс вверх с 70% боеготовностью, т.к. в этот момент как раз происходит их историчная модернизация. Немецкие Нюрнберг и Эмдеен переносим на класс вниз.
5. Всем кроме Иты втыкаем соответствующее количество строящихся на тот момент эсминцев-36.
6. Мегамонстров 20-х годов - Саратогу, Лексингтон, Кага и Акаги переносим в класс авики-38, американцев бесплатно (они модернизировались до 36 года), япов за историчную модернизацию.
Как можно видеть из моих табличек - в них отстутствует класс так называемых "парадоксовских легких авиков". В предыдущем моде я делал попытку сделать эти мертворожденное творение играбельным и с легкой руки дал им для этого высокую скорость. Однако изучение классов авианосцев убедило меня в том, что парадоксовские легкие авики надо забыть - никаких подобных уродцев в реале не было. Были эскортные авики со скоростью 16-22 узла, чисто для охранения ковоев и были легкие авики, для участия в боевых действиях, со скоростью 33 узла и в двое меньшим количеством самолетов чем у тяжелых авиков. А вот таких уебищ, что бы плавали со скоростью 18-28 узлов, не умели дамажить корабли противника и умели только охотится за подлодками и авиацией, не, такого не было. Точнее это и есть в чистом виде - эскортные авики, которые нафиг не нужно дублировать, ибо они уже давно реализованы в игре в виде так называемых "'эскортов"!!
Парадоксы просто нифига не разобрались и смешали легкие и эскортные авики в одну кучу и сделали полную неиграбельную хрень. Парадаксам надо было сделать в этой отдельной ветке техов именно легкие авики - точно с такой же механикой как и тяжелые, с прикрепляемыми АУГами, с максимальной скоростью и в 36 и в 38 и в 41 году и в два раза более слабыми - вот тогда это были бы реально
боевые легкие авики, а не "эскортные". Если это технически можно реализовать - я всеми руками за, тогда можно будет вынести менее мощные но быстрые авики в отдельную линейку техов. А пока этот реальный исторический класс боевых легких авиков в моей таблице представлен в виде теха-36, они слабее авиков-41, но быстрее на один узел и дешевле.
Вообщем я положил на нынешних парадоксовских недоделанных уродцев, надо им вернуть обратно парадоксовскую скорость и пусть пока остаются неиграбельными, а все стартовые авики я перевел из "легких" в обычные-ранние, поскольку до начала войны никаких "эскортных" авиков вообще не было, они массово возникли только в результате военных реалий.
Перевод реальных ТТХ кораблей в игровые статы
Теперь пришло время очень точно перенести все ТТХ кораблей в статы ХОИ-2, сохранив при этом все выявленные нами исторические особенности классов кораблей.
Для этого будем пользоваться простыми эмпирическими правилами:
1. Изменение диаметра орудий на один калибр = изменению "морской атаки" на 2 стата (для крупных калибров).
2. Изменение диаметра орудий на один калибр = изменению "дистанции стрельбы" на 2 стата.
3. Изменение толщины брони на один "калибр" (т.е. на шаг порядка 25 мм) = изменению "морской защиты" на 2 стата для толстой брони линкоров/линейников и на 1 стат для крейсеров.
4. "Пробитие" брони (т.е. превышение морской Атаки над морской защитой) можно ожидать при соотношениях пропорции ГК/броня
хуже чем например: 406/356, 380/330, 152/127 и т.д., поскольку приведенные примеры считаются обеспечивающими достаточную броневую защиту корабля.
Саму конвертацию ТТХ в статы будем производить следующим приемом - выбираем в смежных классах наиболее схожие по артиллерии корабли и делаем их точкой отсчета, попросту говоря печкой от которой уже пляшем внутри этих двух классов кораблей. Такой подход позволяет минимизировать погрешности при неизбежных округлениях и усреднениях и обеспечивает надежную корелляцию смежных классов кораблей.
В итоговой таблице, для удобства, такие ключевые "печки от которых пляшем" выделены желтым цветом.
Параметры, в точности совпавшие с ванильными статами выделены сиреневым (что бы было наглядно видно что мы вцелом не изменяли порядок статов, лишь их исторично скорректировали в +/-)
Морская атака авианосцев рассчитана как сумма моратаки авик+Ауг41года.
Цена/сила для авиков рассчитана с учетом стоимости Авик+АУГ41года.
Цена/сила для эсминцев посчитана как Цена/подводная атака
Стоимость кораблей определяем
не как обычно с потолка строго по показателю Цена/сила (колонка ПП/Атака):
Повышение моратаки на 1, повышение дистанции стрельбы на 2, повышение морзащиты на 2, повышение скорости - все это мы отражаем повышением параметра Цена/сила примерно по единичке за каждый фактор.
Т.е. чем серьезнее прогресс корабля по сравнению с прежней моделью, тем больший скачок сделает параметр Цена/сила.
Таблица конвертации реальных ТТХ кораблей в статы ХОИ-2
Табличка с ванильными ТТХ тут:
Как видно из таблицы, линкоры и линейники сделаны по Бисмарку и Худу, т.к. эти корабли имеют идентичное вооружение и различаются только тем, что Бисмарк пробивает броню Худа, а Худ не пробивает но при этом имеет более высокую скорость. Потому эти корабли имеют одинаковую полную стоимость в ПП, одинаковый параметр Цена/сила и вообще являются заклятыми и прямыми конкурентами друг другу
ТТХ всех прочих кораблей, в т.ч. и крейсеров отсчитаны от них.
Моратака авиков посчитана по линейке:
Такая странная линейка необходима, что бы верно отразить историчную разницу в силе (количестве АУГов) авиков разных лет, сохранив при этом действующую в нашем моде мор. атаку = 8 для авиков-41.
Резюме
Полностью воссоздана историчность в состоянии флотов на 01 января 1936 года! Учтены все строящиеся и модернизирующиеся корабли, а действующие корабли правильно распределены по классам.
Статы кораблей приведены в полное соответствие с историческими реалиями, а не с наркоманскими фантазиями Парадоксов! Древние линкоры стали сильнее и дешевле. Раньше их ремонт в случае повреждений в боях был очень нерентабельным, проще было утопить этот трешак, чем чинить. Сейчас же их починка стала вполне выгодным делом.
Линейные крейсера стали сильнее и дороже. Наведен порядок в классах. Появился линейник-41, со слабой моратакой, но со скоростью 33 узла - потенциальный охотник на авики.
Появилось историчное разделение на мощные и медленные "карманные линкоры Гитлера" и прочие заметно более слабые но существенно более быстрые так называемые "вашингтонские" тяжелые крейсера. Появился тяжкрейсер-41 с рекордной скоростью 34 узла.
Легкие крейсера стали на 2 моратаки слабее и при этом получили свою максимальную скорость 33 узла сразу со второго их типа.
Вообще, в целом весь старинный трешак стал быстрее, дешевле в ремонте и играбельнее/ценнее.
Единственное отступление от историчности мы вынуждены сделать для скорости эсминцев, в связи с реалиями морской боевки ХОИ-2. Всем эсминцам скорость снижается до 33 узлов.
Дальность стрельбы теперь зависит не тупо от дамага (как у парадоксов), а от главного калибра орудий - такой подход правдоподобнее. 12 пушек выстрелят ничуть не дальше чем 8 точно таких же пушек.
Что касается баланса, полагаю, что некий профит от введения историчности получили ВБ и США, благодаря тому что существенно повысился дамаг старых линкоров, которых со старта много именно у этих стран. Теперь завоевание моря в 40-м будет стоить для еврооси несколько дороже чем прежде и это есть хорошо.
И предлагаю в качестве эксперимента обязательно попробовать историчный вариант со средним авиком, который будет слабее и дешевле авика-41 (6 моратаки против 8 моратаки), но зато со скоростью 34 узла. Тем более что выявился историчный тяжкрейсер с такой же скоростью. Возможно кого то заинтересует строительство и таких авиков, вместо стандартных.
Ну и если смотреть шире, то информация, собранная в данной работе может быть полезна не только для DH лайт, но и для геймеров, использующих все прочие парадоксовские сценарии-1936 и их моды, будь то ПС, DH, AOD или даже ХОИ-3.