В любой, самой пестрой толпе без труда различишь военного человека. Его выделяет профессиональная одежда. Мундир укажет на армию того или иного государства, чин и военную специальность.
Мундир, или униформа (в дословном переводе — «единая форма»), составляет одну из важнейших сторон самого понятия «солдат». Именно единообразная одежда — мундир в наибольшей степени отличает солдат постоянных армий Нового времени от средневековых и античных воинов.
В античной древности, любой свободный гражданин в преддверии опасности вставал на защиту страны, но едва минует военная угроза, снимал доспехи, вешал на стену щит и меч и возвращался к мирным занятиям. Таким образом, атрибуты военной профессии отличали воина-ополченца только при непосредственном несении боевой службы. В ос-тальное же время он ничем не выделялся среди прочего населения.
Постепенно военное дело в Европе постепенно превращалось из обязанности всех свободных граждан в удел «избранных». Уже в период раннего средневековья сословие воинов-профессионалов, желая подчеркнуть свой «благородный» статус, стало носить отличительные знаки «своей профессии» — меч, рыцарский пояс и золотые шпоры. Эти символы рыцарского достоинства пережили свою эпоху и сохранились во многих европейских армиях Нового времени в виде личного холодного оружия и шарфа как обозначения офицерского чина. Признаки такой детали рыцарского доспеха, как латное ожерелье, или боевой воротник, нетрудно распознать в другом символе офицерского звания — шейном знаке.
С рыцарством связано и появление первых примитивных образцов единообразной одежды. Рыцарь, выступая в поход во главе «копья» (отряда оруженосцев и слуг, как правило, силой не более полутора десятков человек), или крупный сеньор, ведший в бой дружину, старались одеть людей в цвета своего стяга и герба. В эпоху позднего средневековья так же поступали и главы целых государств, одевая свои, как правило небольшие, постоянные отряды телохранителей в одинаковую одежду, часто украшенную соответственным гербом. Так выглядели знаменитые шотландские стрелки французского короля Людовика XI, или английские «бифитеры», и поныне охраняющие лондонский Тауэр в экзотических костюмах, украшенных «розой Тюдоров». Подобный вид одежды получил в геральдике (науке, изучающей гербы) специальное название «ливрея». Впрочем, ливрею могли носить не только военные, но и прочий служивый люд при дворах монархов и иных владетельных особ.
бифитер
Другим примером появления единообразной военной одежды можно назвать мантии членов рыцарских орденов. Рыцарь, вступая в орден и принимая монашеское звание, давал обет соблюдать устав, дисциплину и во всем быть равным с остальными братьями ордена. Приняв обет, он менял одежду с фамильным гербом на монашескую мантию, которая для каждого братства была своего цвета и покроя, со своей эмблемой в виде креста. Кстати, от эмблем средневековых рыцарских орденов ведут свое происхождение современные ордена.
Примеру рыцарей и королей последовали городские и земельные ополчения, украсив одежду гербами своих городов и округов. Причем единообразие в войсках какого-нибудь крупного города было гораздо больше, чем в армиях королей, т.к. они набирались и экипировались централизованно на средства городской коммуны, а не состояли из отдельных отрядов, выставляемых вассалами.
На исходе средневековья некоторые из этих временных дружин воинов-ополченцев переродились в отряды наемных солдат-профессионалов. Самые знаменитые из них — швейцарцы и их конкуренты в военной профессии — германские ландскнехты. В этой среде и возник первый профессиональный военный костюм. Он выделялся не только яркими цветами, но и оригинальной отделкой — многочисленными порезами, своеобразной имитацией следов ударов мечей, алебард и т.п.
ландскнехт
История возникновения этого оригинального отличия обросла многочисленными легендами. Вот одна из них. Разбив 22 июня 1476 г. бургундскую армию герцога Карла Смелого в Муртенской долине, победонос¬ные швейцарские ополченцы вернулись в родные горные кантоны с богатой добычей. Оружие и доспехи поверженных врагов швейцарцы по старинному обычаю повесили в своих церквях, а богатую одежду решили использовать по назначению. Но роскошные костюмы, сшитые на стройных бургундских рыцарей, оказались не по росту широкоплечим, кряжистым швейцарским пастухам и земледельцам. Проблему решили просто и оригинально: узкие места платья разрезали и изнутри подложили другую ткань.
К началу XVI в. мода на пуфы и разрезы на одежде вместе с непобедимыми швейцарскими дружинами спустилась с горных теснин на европейские равнины и приобрела общее признание, а сам тип костюма переняли немецкие ландскнехты, ставшие к концу XVI в. символом наемничества. Кстати, в Риме эту одежду до сих пор можно легко узнать в парадных мундирах солдат швейцарской гвардии, охраняющих Ватикан — резиденцию Римского Папы.
швейцарский гвардеец
Но все эти примеры не более чем предыстория военной форменной одежды. Реальные предпосылки к возникновению мундира — единообразной регламентированной одежды профессиональных военных, возникли к окончанию в Европе Тридцатилетней войны (1618—1648).
В эпоху войн конца XV в. воины-профессионалы, ландскнехты, составляли основной контингент, из которого формировались армии различных государств и коалиций. Полковник, формируя из таких профессионалов свой полк, старался придать их одежде хоть какое-то единообразие. Как правило, цвет солдатской одежды или отдельных ее элементов сочетался с цветом знамени полка или роты. Это было вызвано как реалиями боевой практики, так и дисциплинарной необходимостью.
Развитие огнестрельного оружия привело к тому, что в армиях того времени мушкет постепенно вытеснял пику в пехоте, а пистолет — копье в кавалерии. Войска противников все чаще и охотнее предпочитали обмениваться залпами из мушкетов и пушек, чем стремились сразу сойтись в рукопашном бою. С улучшением качества огнестрельного оружия и повышением боевой выучки войск подобные перестрелки в начале сражения становились все более и более продолжительными. Определить точно, где находится противник, а где свои войска, в момент боя было сложно. Раньше, сойдясь в рукопашном бою, сражающиеся узнавали друг друга без эмблем, по боевым кличам и гербам. Теперь, с увеличением дистанции боя, на покрытом пороховым дымом поле при несмолкающей пушечной канонаде, отличить в пестрой массе врагов своих стало затруднительно. Знамена, прежде служившие для сбора и распознавания войск, оказались недостаточно эффективны. Первые знаки отличия представляли собой одноцветные шарфы на одежде, ленты или перья на шляпах. Одноцветная одежда кардинально решала проблему, позволяя легко распознавать на поле боя даже отдельные части.
В ходе Тридцатилетней войны сформировалась специфическая военная одежда в виде происходившей от более раннего «дублета» — распашного кафтана с длинными полами, имевшими разрезы сзади и по бокам, с короткими рукавами, отворачвавшимися наверх. Этот кафтан оказался наиболее подходящим для развития первых образцов мундира. Будучи сшитым из сукна какого-либо яркого цвета— красного, синего, зеленого, желтого или белого, он издали представлял хорошо различимое цветовое пятно.
Перемены в ходе Тридцатилетней войны привели к появлению первых постоянных армий в Европе и совершенствованию военного дела, что послужило предпосылкой к введению униформы.
Вызревшие в недрах феодального общества, абсолютные монархии и в мирное время нуждались в постоянных армиях как в инструменте власти. От солдат, служивших в такой армии, теперь требовались не только личная храбрость и воинское искусство, но и умение действовать всем, как один, точно выполнять приказы своих командиров, а главное — быть преданными своему монарху. Все перечисленные выше качества и составляют понятие «воинской дисциплины». Можно, образно выражаясь, утверждать, что каждый солдат должен быть отлит по «единой форме» — униформе. К этому времени относится появление мундира — нового вида единой военной одежды, обязательной для каждого солдата и офицера.
мушкетеры короля ))
Первая обязательная для всех чинов армии униформа появилась в 1645 г. в английской парламентской армии при Кромвеле. Ярко-красный цвет ее мундиров постепенно стал основным цветом униформы британских солдат. Немалый толчок к по¬явлению мундира дала Франция. Людовик XIV создал сильную постоянную армию, в которой с 1670 по 1680 г. была введена единая форма. Основным цветом этой армии стал белый (первоначально серый). В шведской армии мундиры появились еще в середине XVII в. Единообразие сначала выдерживалось только в самых общих чертах. Цвет кафтанов и камзолов часто определялся цветами герба провинции, где набирался тот или иной полк, но к началу XVIII в. в качестве основного утвердился синий.
Позднее других единую форму получила австрийская армия; с 1707 г. серый цвет, впоследствии замененный белым, стал основным. Хотя до середины XVIII в. Австрийская империя и обладала военной геге¬монией в Германии, влияние императора на несколько сотен германских государств неуклонно падало. Так, курфюрсты Бранденбургские в XVII в. создали важные предпосылки для выдвижения Пруссии в ведущие военные державы Германии, они выбрали для мундиров своей армии синий цвет.
В то же время престиж армий Баварии (голубой цвет), Саксонии (красный), Гессена (синий), Пфальца (белый) и Брауншвейга (синий) после окончания Тридцатилетней войны упал. Мелкие князья и владетели обычно подражали в цветах мундиров своих войск униформе одной из крупных европейских стран (Австрии, Франции, Англии, Пруссии). Феодальная раздробленность Священной Римской империи германской нации в значительной степени отразилась в многообразии мундиров и их цветов.
редкоуты
Внешний вид русских вооруженных сил второй половины XVII в. определяли московские стрелецкие полки. Они уже носили единообразную одежду, отличаясь цветами кафтанов, шапок и сапог. Реформы Петра Великого в корне изменили подход России к военному делу. Была создана регулярная армия. Каждый из родов войск получил в 1720 г. определенный цвет мундира: артиллерия — красный, кавалерия — васильковый (ярко-синий), а пехота — темно-зеленый, ставший наиболее характерным для русской военной формы.
Так за какие-нибудь полвека сложилась основная палитра униформы европейских армий, просуществовавшая более двухсот лет. Вообще, военный мундир стал одним из наиболее ярких символов связи новых армий с монархической властью. Вскоре мундир вошел в список священных для каждого военного человека понятий, наравне с присягой, знаменем и т.д.
русские стрельцы
Этот материал, а так же "Яркий мундир королей", "Коса и парик", "Фригийский колпак и императорский орел", "Пикельхаубе и полукафтан" и "Радуга цвета хаки", которые я выложу следом, являются главами обзорной статьи замечательной книги И.Голыженкова и Б.Степанова (иллюстрации О.Пархаева) "Европейский солдат за 300 лет, с 1618 по 1918" М.:2002. Всем рекомендую.