Одним из способов повышения мобильности специальных подразделений в тылу противника является применение мотоциклов (двухколесных, трехколесных, в том числе и оборудованных коляской), которые способны с высокой скоростью передвигаться не только по шоссе, но и по пересеченной и пустынной местности. Легкие, но мощные современные «байки» не только способны переместить группу спецназа на большие расстояния, но и повышают ее огневую мощь, поскольку могут перевозить громоздкое вооружение (минометы, безоткатные орудия, ПТУР, ПЗРК), а также значительное количество боеприпасов. ТАКИЕ машины можно легко сбросить с самолета в заданный район на парашюте в специальном контейнере или на платформе, которые гарантируют их безопасное приземление. Однако гораздо более результативным способом является десантирование мототехники в тылу противника на грузовом вертолете вместе с «седоками». При этом достигается практически мгновенная готовность «мотоспецназа» к вступлению в бой или началу его выдвижения в заданный район. Так, на состоявшихся несколько лет назад военных учениях тайваньской армии, журналистам был с успехом продемонстрирован чрезвычайно эффектный выезд элитного спецназа на специальных двухколесных мотоциклах прямо из грузового отсека двухвинтового вертолета СН-46 «Чинук».
Немного истории:
ВАЖНОСТЬ применения мотоцикла на войне поняли давно. Легкие машины, которым хватало для проезда узенькой лесной или горной тропы, существенно повышали мобильность войск. Так, в ходе Второй мировой войны германский вермахт имел на вооружении тысячи «железных коней»: от тяжёлых – «Цюндаппов» KS-750 и БМВ R-71 до лёгких – «Юниоров» S-125 и ДКВ RT-125. Немцы при вторжении в СССР использовали не только мотоциклы собственного производства, но и приобретённые или захваченные в других странах – Австрии, Голландии, Чехии. Вплоть до осени 1941 года отзывы немецких генералов о применении мотоциклов в восточной кампании были восторженными. Мотоцикл стал даже своеобразным символом блицкрига: ни один фильм «про войну» не обходится без эффектных кадров, где немецкие мотоциклисты, лихо преодолевая все дорожные препятствия, поливают противника из пулеметов MG, установленных в коляске. Однако с наступлением сезона дождей, когда дороги раскисли, восторг немецких генералов стал постепенно уступать место скепсису. А с приходом холодов техническая неподготовленность мотоподразделений вермахта к войне на территории СССР стала очевидной: многие машины просто отказывались заводиться. Однако даже в Московской битве участвовали сотни тяжёлых немецких «Цюндаппов» и БМВ.
Не менее эффективно действовали мотоциклетные части механизированных, танковых корпусов и танковых армий Советской армии. Вот только наш кинематограф, к сожалению, не воздал им должное. Наши мотоциклисты успешно вели диверсионно-разведывательные действия в тылу противника и полосе наступления, применяя засады, налеты и другие специальные способы ведения боевых действий. На каждой боевой трехколесной «мотоединице» размещались три бойца: водитель с личным оружием, позади него – автоматчик, а в коляске боец с пулемётом. Двухместные или одноместные (двухколесные) мотоциклы несли соответственно двух или одного вооруженного седока. К концу войны в Советской армии насчитывалось 11 отдельных мотоциклетных полков и около сорока мотобатальонов в составе корпусов.
Примером эффективного применения мотоциклетных войск в ходе Великой Отечественной войны может служить Висло-Одерская операция в январе-феврале 1945 года. Действуя в отрыве от главных сил второй танковой армии на удалении до 100 км, специальные группы 3-го гвардейского мотоциклетного полка под командованием Героя Советского Союза полковника Дикуна успешно работали в тылу противника: захватывали мосты, перерезали дороги, уничтожали узлы связи, тем самым содействуя успешному наступлению танковых частей армии.
Дизельный или бензиновый?
В ПОСЛЕВОЕННОЕ время мотоциклы получили широкое распространение в армиях стран НАТО. Основной упор делался на повышение их боевых и технических характеристик: рост мощности мотора, увеличение объема топливного бака при снижении потребления горючего, а также оснащение машин современными средствами связи, навигации и разнообразным вооружением (пулеметом, ПТУР, гранатометом и т. п.). В армии США первые разведывательные мотоциклы фирмы «Харлей-Дэвидсон» с карбюраторными двигателями были приняты на вооружение подразделений войсковой разведки в 1957 году. Они предназначались для проведения разведывательных и полицейских операций, а также сопровождения колонн при перевозке важных грузов.
С конца 90-х годов ХХ века в США, Великобритании и других странах НАТО изменились требования, предъявляемые к разведывательному мотоциклу. Это было связано с принятием НАТО «новой топливной стратегии». Она предполагала унификацию дизельного топлива для всех типов техники, включая разведывательные мотоциклы. Поэтому были разработаны и приняты на вооружение дизельные и многотопливные «байки», для заправки которых использовалось либо дизельное топливо, либо авиационный керосин.
Зарубежные специалисты считают, что дизельные мотоциклетные двигатели имеют преимущество перед карбюраторными или инжекторными бензиновыми. Они более надежны и экономичны, и с их заправкой в тылу противника не должно возникнуть проблем. Вместе с тем бензиновые версии мотоциклов на сегодняшний день имеют лучшие разгонные характеристики, что позволяет спецназу легко отрываться от преследования и гарантированно опережать любое другое наземное транспортное средство. Тем не менее в рамках «новой топливной стратегии» в НАТО в 2003 году приняли на вооружение единую модель разведывательного дизельного мотоцикла, которую назвали General Purpose Motor-Cycle (GPMC). Его разработка заняла около восьми лет. В качестве базы был избран японский мотоцикл модели «Кавасаки» KZ 650, у которого были позаимствованы рама и ходовая часть. Мотоцикл оснащается одноцилиндровым дизельным двигателем мощностью 28 л. с., который может работать как на солярке, так и на керосине. Боевая масса мотоцикла составляет всего 167 кг.
Не отстает от стран НАТО и Российская Федерация. Согласно сообщениям прессы, на Ирбитском мотоциклетном заводе для разведывательных подразделений ВДВ создан мотоцикл «Урал» модели ИМЗ-8.1037 «Gear-Up». Мотоцикл имеет подключаемый привод на колесо коляски, что повышает его проходимость, двигатель воздушного охлаждения мощностью 45 л.с., электростартер. Российский «железный конь» для спецназа в отличие от GPMC — бензиновый, но имеет 4-скоростную коробку передач с задним ходом. Крутящий момент к колесу осуществляется карданной передачей, что значительно увеличивает надежность и долговечность трансмиссии по сравнению с цепной передачей, применяемой другими производителями мотоциклов. Вот что сказано на официальном сайте завода www. uralmoto.ru
«Испытания ирбитского мотоцикла GEAR-UP в воздушно-десантных войсках России успешно завершены. Три месяца мотоцикл модели ИМЗ-8.1037 «Урал» Gear-Up проходил испытания в одной из частей спецназа ВДВ России. Gear-Up использовался на дорогах и по бездорожью в тактических действиях групп, а также в качестве средства обеспечения боевой подготовки и показал себя как надежное и высокомобильное транспортное средство. По заключению военных, мотоциклы «Урал» целесообразно иметь в штате подразделений, что и было отмечено в протоколе испытаний. Подготовка необходимой документации для постановки мотоциклов в штат ВДВ будет завершена в ближайшее время».
На коляске спецназовского «Урала» установлены багажник, фара-искатель, имеется место для запасной канистры с топливом, саперной лопатки и запасного колеса. Предусмотрены места для установки вооружения: ручного пулемета, ПТУР, гранатомета АГС-17. Полная масса мотоцикла составляет 620 кг, а максимальная скорость – 95 км/ч. Предусмотрено парашютное десантирование мотоцикла с самолета на грузовой платформе или перевозка его на внешней подвеске вертолета. Но… Вряд ли мотоцикл с такими весовыми характеристиками может стать подходящим транспортом для «вертолетного спецназа»…
Идеальный транспорт для спецназа
СОВРЕМЕННЫЙ опыт применения мотоциклов постоянно расширяется. Военные «байки», в основном легкие двухколесные, широко применялись в ходе операции коалиционных войск против Ирака «Буря в пустыне». Так, французские войска активно использовали для разведки двухколесные мотоциклы модели «Кейджива» 350W12-MIL («Милитари»). Около 2 тыс. таких машин были закуплены в середине 90-х годов ХХ века для французских и итальянских механизированных частей. Мотоцикл имеет легкую трубчатую раму повышенной жесткости, двигатель мощностью 26 л. с. По заказу французских вооруженных сил для повышения маневренности фирма оснастила «Кейдживу» более мощным двигателем (33 л. с.), шестиступенчатой коробкой передач и широкими колесами.
Израильские специальные подразделения использовали в ходе операции «Буря в пустыне» модифицированные для пустынных условий мощные шведские внедорожные мотоциклы «Хускварна» (Husqvarna). Бойцы спецназа, т.н. «охотники за СКАДами», скрытно доставлялись в районы, где иракцы развертывали свои мобильные ракеты для обстрела израильской территории, севернее шоссе, связывающего Амман с Багдадом. Для переброски «мотоспецназа» использовались тяжелые транспортные вертолеты CH-53 «Ясъур». По прибытии на место вертолеты не выключали двигатели, а бойцы на мотоциклах стремительно съезжали по откинутой рампе прямо на песок и, разбившись на пары, мчались в пустыню на поиски ракет СКАД. Мобильность и быстрота передвижения «охотников за СКАДами» произвели сильное впечатление на офицеров израильского генштаба, которые готовили операцию.
Своеобразными первопроходцами в применении «вертолетного спецназа» можно считать южноафриканские recces. В 1987 году коммандос ЮАР провели в замбийском городе Ливингстоне секретную операцию против активистов Африканского национального конгресса Южной Африки (АНК) – «Ливингстонский рейд». Проведение акции осложнялась тем, что атакуемые объекты – три резиденции АНК — находились не только на территории иностранного государства, но в густонаселенных городских кварталах. Командование recces перебрало несколько вариантов: от высадки вертолетного десанта прямо на улицах города и расстрела объектов из безоткатных орудий и РПГ, до использования БТР «Ратель». Но тогда это больше походило бы на войсковую операцию и имело мало общего «со спецназовской хирургией».
После многочисленных прикидок решили остановиться на оригинальном варианте, который спецназом ЮАР да и других стран еще никогда не применялся. Предполагалось посадить участников рейда на небольшие, но мощные спортивные мотоциклы. Одетые в гражданскую одежду мотоциклисты-коммандос должны были ночью въехать в Ливингстон, провести операцию по уничтожению объектов и находящихся там людей, затем на мотоциклах же покинуть город и добраться до точки эвакуации. Для размещения оружия, взрывчатки и снаряжения мотоциклы предполагалось оборудовать небольшими багажными кофрами. А вот на территорию Замбии двухколесные машины и десант планировалось доставить и затем эвакуировать вертолетами. Такого еще никто никогда не делал.
Отчаянные мотоциклисты
ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ миссии было подобрано и оборудовано 11 легких скоростных мотоциклов японского производства: десять одноместных и один двухместный. Первоначально предполагалось, что их будет 12, по одному на каждого члена команды спецназа. Однако после тщательных расчетов, выяснилось, что в вертолет «Пума», который являлся основным средством доставки спецназа ВС ЮАР, дюжина машин не влезает. Поэтому одну пару коммандос предполагалось посадить на двухместный «байк».
Но главным вопросом успеха проведения операции стало умение управлять мотоциклом. И не просто управлять, а владеть виртуозно. Командование южноафриканского спецназа встало перед проблемой: требовалось 11 идеально подготовленных «отчаянных мотоциклистов». Но среди спецназовцев recces, хорошо подготовленных в профессиональном отношении, далеко не все представляли себе, что такое езда на спортивных мотоциклах, тем более по пересеченной местности. Хотя для многих из них двухколесные машины были не в диковинку. Многие владели (зарплата позволяла) личными «Хондами» и «Ямахами». Штаб спецопераций срочно издал директиву по подбору среди личного состава разведывательно-диверсионных полков людей, владеющих мотоциклом «в рамках, способных обеспечить успех операции».
Тренировки начались на базе южноафриканского спецназа Форт Доппис, находившегося в намибийском коридоре Каприви, зажатом между Анголой, Замбией и Ботсваной. Уже спустя несколько дней коммандос, отобранные для операции, устроили на базе настоящие «гонки по вертикали». «Они, как мальчишки, гоняли по дорогам базы, то и дело въезжая на бездорожье, взбираясь на холмы и спускаясь с них. Особое внимание они уделяли овладению техникой вождения, понимая, что в конечном итоге нужна не скорость, а абсолютное внимание и полный контроль «газа».
Для проведения операции было сформировано две группы. Одна штурмовая в составе 12 мотоциклистов 1-го разведполка коммандос южноафриканских специальных сил (recces). Другая, группа прикрытия, состоящая из шести военнослужащих из состава гарнизона базы Форт Доппис. Она должна была обеспечить охрану, а в случае необходимости и оборону вертолетной посадочной площадки, заранее подобранной разведчиками в замбийском «буше». Штурмовая группа в соответствии с числом объектов нападения была разбита на три команды. В их задачу входил штурм офиса и двух домов АНК в центре Ливингстона, уничтожение находящихся внутри функционеров движения, выемка документов, минирование помещений и их подрыв.
Группа прикрытия состояла из опытных солдат, которые, однако, не являлись спецназовцами. Они должны были заранее десантироваться с вертолета на замбийской территории и занять оборону по периметру посадочной площадки. Солдаты в отличие от спецназа, одетого в «гражданку», действовали в южноафриканской полевой форме светло-коричневого цвета. На этом, кстати, настояли сами коммандос recces. Они посчитали, что солдатам армии нечего рисковать и в случае неудачи спецоперации они смогут сдаться в плен, воспользовавшись всеми правами военнопленных. Себе же спецназовцы этой привилегии не оставляли. Они отдавали себе отчет в том, что, если кто-либо из них будет схвачен на территории иностранного государства в гражданской одежде, без документов и с оружием в руках, участь его будет незавидна.
Группа прикрытия вооружалась штатными автоматическими южноафриканскими винтовками R-4 «Вектор». Кроме того, в распоряжении командира группы находился ручной пулемет и несколько реактивных гранатометов советского производства РПГ-7. Спецназ был вооружен более скромно. В основном это были пистолеты с глушителями, гранаты и пластиковая взрывчатка. На крайний случай коммандос взяли с собой по паре тех же автоматических винтовок R-4 на каждую команду. Для них пришлось соорудить специальные ременные крепления и везти на себе, укрыв под просторными куртками, в которые облачились мотоциклисты. Командиры команд снабжались рациями типа «воки-токи», способными поддерживать связь с самолетом-ретранслятором и между собой.
Операция началась
24 АПРЕЛЯ 1987 года в 19.00 с базы ВВС ЮАР Мапача в полосе Каприви в Намибии взлетел вертолет «Пума» и взял курс на территорию Замбии. На его борту находилась группа прикрытия. Полет происходил на максимально низкой высоте: машина чуть не касалась веток деревьев в буше. Вертолет с погашенными полетными огнями сделал большую дугу в глубине замбийской территории и вышел на точку в нескольких десятках километров от Ливингстона, заранее помеченную портативными инфракрасными маяками. Десантирование заняло всего несколько секунд, вслед за этим крылатая машина немедленно легла на обратный курс. Однако чтобы сбить с толку РЛС замбийской армии, летчики избрали обходной маршрут. Группа южноафриканских солдат, высадившаяся в замбийском буше, немедленно взяла под охрану периметр посадочной площадки. Посты были выставлены и у шоссе, ведущем в Ливингстон, которое находилась в 2,5 км от площадки.
В 00 часов 15 минут 25 апреля 1987 года с территории базы спецназа Форт Доппис поднялись в воздух два вертолета «Пума» ВВС ЮАР. На борту одного их них находилось 12 одетых в гражданскую одежду коммандос recces, а в другом — одиннадцать тщательно проверенных и заправленных «железных коней». Через полтора часа полета вертушки, точно наведенные по радио командиром группы прикрытия, приземлились на территории Замбии. Для выгрузки мотоциклов летчикам пришлось не зависать, а приземляться «на три точки».
Воспользовавшись пустынностью ночного шоссе, ведущего в Ливингстон, южноафриканцы быстро вывели свои мотоциклы на дорогу. Они не стали тащить «байки», продираясь сквозь буш. Едва взлетели вертолеты, коммандос, сполна воспользовавшись недельной тренировкой в Форт Доппис, оседлали своих «железных коней» и устремились к шоссе. Мощные и легкие мотоциклы, оснащенные резиной с внедорожным протектором, легко преодолели участок саванной местности. Выбравшись на асфальт, диверсанты дали полный газ и двинулись в сторону Ливингстона. Через час все двенадцать коммандос находились у придорожного отеля при въезде в город. Отсюда их пути расходились. Командир группы с двумя напарниками двинулся в центр города к Национальному музею, где располагался центральный офис АНК, а две другие команды, выждав около получаса в соответствии с хронометражем операции, двинулись по направлению к своим объектам атаки. В городе коммандос ориентировались достаточно уверенно. Помогла выученная назубок карта Ливингстона и ориентировки южноафриканских агентов в городе.
После проведения операции по штурму и зачистке объектов АНК все три команды recces встретились в условленном пункте и двинулись на предельной скорости к месту эвакуации. Вызванные по радио с базы Мапача вертолеты осуществили посадку на территории Замбии, в 6 часов 20 минут утра и спецназ, и группа прикрытия, и мотоциклы уже находились на территории Каприви, на базе Форт Доппис. Операция завершилась без потерь.
В результате штурма объектов АНК в городе были убиты четверо мужчин, а также пострадала одна женщина, как выяснилось позже, оказавшаяся племянницей министра обороны Замбии генерала Малимба Машеке. Командование ВС ЮАР записало всех убитых «в террористы АНК», однако замбийское руководство объявило их своими гражданами, что скорее всего более соответствовало истине – как выяснилось, активисты АНК успели покинуть помещения. Однако несмотря на это, нельзя не признать, что задачу, поставленную перед ним, спецназ выполнил полностью. Сама акция прошла, что называется, без сучка, без задоринки. Все этапы: разведка местности, высадка боевой и вспомогательной групп в глубине саванны (буша) другого государства, доставка туда «байков», сам мотоциклетный рейд в город и последующая эвакуация «мотоспецназа» были выполнены безукоризненно. Среди специалистов по истории спецназа Ливингстонский рейд считается эталоном скрытной доставки разведывательно-диверсионной группы на территорию другого государства и проведения операции с применением нетрадиционных еще в то время для спецназа мотоциклов.
Статья Сергея Коломнина