Первое, что можно сделать - откажитесь от этой затеи. Организация и судейство коллективной игры - это неблагодарное занятие, требующее терпения, смекалки, отдачи, много терпения, настойчивости, стрессоустойчивости, огромных запасов терпения, владения письменной речью (иногда с этим проблемы), знания игры и терпения. И даже всё это не поможет вам, если нет желания что-то делать. Случаи, когда нет желания сделать хорошо и господствует пофигизм, мы не рассматриваем - от них только разочарования и поклёп на мультиплеер.
Существует два подхода к организации партий. Первый заключается в том, что все проблемы и вопросы решаются по мере их появлениях и нагноения. Ибо организатор/судья лицо очень занятое, да и в реальной жизни дел невпроворот, а пацаны попросили сыграть, вот типа и собрались... Если организатор и судья разные игроки, а судью потом ещё и сменят по ходу игры, то этот подход с горем пополам справляется с игровыми вызовами. Если всё олицетворяет один человек, то со временем процесс загибается. Ему игра приносит мучения, остальным - неудовлетворённость. Второй подход состоит в том, чтобы заранее обеспечить себя чёткими и ясным решениями, чтобы партия не провисала в момент организации и записи, и чтобы не скатывалась к кризисам во время истерик (а кризисы будут, сомнений быть никаких не может). Чем больше моментов продумано и подготовлено заранее, тем меньше времени потребуется для решения спорных вопросов и организации. В этом случае организатор/судья будет с каждым разом тратить всё меньше усилий. От максимальной суеты на старте к размеренному регулированию интересной игры к середине.
Что можно сделать вторым пунктом - добавить себе приятного. Заняться выбором названия, атрибутики и описания будущей партии. Тут поле для фантазии и самовыражения. Впрочем, приятное быстро заканчивается, нужно ещё придумать специфику партии и определить правила. Хорошо, если у вас есть друзья и единомышленники, которые будут основой будущей партии, на которых вы будите ориентироваться, определяя время игры для всех, и кто поможет советом или поддержит вас в непростые моменты. Хорошо, если так.
Без вменяемых правил либо быстро свернётся партия, либо быстро заболеет организатор. Можно конечно сделать главной фишкой игры полное отсутствие правил, но тогда ничто и никак не удержит игроков от всего (поняли, да?). Механика EU4 позволяет значительно меньше париться из-за недостатков геймплея, но это не означает, что можно оставлять пробелы. Очень часто взрывоопасным материалом становится многозначное толкование пунктов правил или отсутствие конкретного рецепта для неприемлемой игровой ситуации. Ссылки на мифические традиции и привычки в данном случае могут не спасти партию от раскола и развала. А отсылки к запутанным и многотомным правилам прошлого века абсолютно собьют с толку не только новичков, но и бывалых игроков. Сама партия при этом будет выглядеть как нечто несуразное:
1. Анонс партии
Когда есть 3-5 потенциальных игроков, готово название организатор переполнен идеями, нужно связаться с координатором Лиги и попросить его сделать анонс партии (в зависимости от числа ожидаемых игроков можно расширить аудиторию для объявления: ВК, Steam, FB, другие сайты). Также координатор позаботится о предоставлении вам раздела в ветке Лиги с соответствующим названием. Анонс нужен для того, чтобы потенциальные игроки, особенно если вы их приглашаете со стороны или собираете партию новичков, смогли заранее узнать о партии и о возможности записи в неё с такого-то числа.(Ситуация, когда в момент объявления партии в ней уже кулуарно занято 3/4 мест, популярности игре не добавит)
2. Игровые правила
Когда определились со спецификой игры (классическая партия, игра новичков, с особым уклоном, ролевая или тематическая партия, жестокая или неограниченная партия), нужно грамотно составить для неё правила. Обычно все пользуются готовым шаблоном, копируя правила из предыдущих игр. Не будьте как все, копируйте только лучшие и зарекомендовавшие себя в спорных ситуациях пункты. Чтобы узнать какие могут возникать в игре ситуации, нужно достаточно поиграть самому или расспросить ветеранов. Также полезно почитать следующие обсуждения:
Общие требования к правилам: - взаимодействие и согласованность пунктов, их может быть очень немного, но они должны работать. Идеалом системы является - КНБ (Камень-Ножницы-Бумага), где простой до тупости баланс. - каждый пункт правил должен решать определённую задачу как можно проще и не нарушать/ломать остальные пункты. Не изобретать велосипед на квадратных колёсах, но и не составлять отписку, пуская игровые моменты на самотёк. - правила должны в первую очередь ограничивать игроков так, чтобы им было интересно играть (формула проста).
3. Важные пункты
Самой основой правил являются пункты Войны и Мира. Как войны начинать, как их заканчивать и что по ним получать. Здесь возможно выделить три основных подхода: система ОП (яркий пример), система процентов, свободное плавание. ОП - очки победы варьируются ценой и направлены на уменьшение возможных военных потерь (традиция из дампа); Проценты - фиксированный лимит для военного счёта и максимальной дани (отличаются лёгкостью и характерны для игр новичков), встречаются и плавающие проценты (пример); Свободное плавание - замирение регулирует лишь игровая механика (максимальная упрощённость с высокой взрывоопасностью в виду больших возможных потерь)
В первых двух вариантах для описания процедур войны и замирения вам понадобится написать не меньше двух пунктов. Данное описание должно быть максимально точным и по возможности учитывать любую вероятность игровых коллизий. Чаще всего игроки ссорятся именно на этом, будьте осторожны!
Ряд важных моментов: - о статусах стран (настройка хардкорности партии), можно ли вассалить или даже полностью уничтожать игровые страны. - о регламенте игры, как должна проходить игровая сессия и рехосты. - запреты и эксплойты, очевидные обходы игровой механики и базовые ограничения (например запрет нарушения перемирия - опционально). - о санкциях, если есть запреты, то за их нарушение должна быть ответственность. - о стимуле на игру, поощрение написания ААР-ов, Обзоров и посещения игровых сессий вовремя (пример пункт VII)
4.Запись на игру
Готовые правила можно вывесить вместе с темой записи на игру. В этой теме следует точно рассказать о специфике партии и предупредить игроков обо всём, что может быть важным (версия игры, модификации, игровые страны для рассадки, время и место сбора). Если дата и время игровых сессий уже установлены, то следует их тоже объявить, чтобы записывающиеся могли сразу ориентироваться в своих возможностях.
Игроки могут сразу при записи указывать желаемую страну, таким образом оставляя последнему записавшемуся самое непопулярное государство. Можно провести жеребьёвку на спорные страны (в таком случае организатор должен озаботиться о предоставлении запасных мест). Можно проводить жеребьёвку на все страны в установленный день (как в партии е1.), тогда все будут в равных условиях перед богами рандома.
5.Организация процесса
После того, как запишется большая часть игроков, необходимо собрать их в skype-конференции и решить насущные вопросы, если это нужно. Выбрать судью и хоста, выбрать день и время игры, определить время жеребьёвки, обсудить правила, выбрать способ связи во время игры и т.д.
Выбранный судья должен:
Цитата
- быть игрок, готовый при необходимости воспользоваться своими правами: наложить санкции, принять непростое решение, разрешить спорный момент - это его обязанность. Судья обязан обладать повышенной адекватностью и выносливостью к различного вида срачам, провокациями, а также и к соблазнам власти (правки же!). Беспристрастно следя за соблюдением правил, он должен разделять свои игровые позиции от судейской ответственности.
Полезность и эффективность судьи во время игры определяется временем, которое он затрачивает на справедливое разрешение спорного момента. Пропишите пункты правил однозначно и ясно, чтобы не пришлось страдать от тяжких дилемм, будучи судьёй.
Вне игры организатор/судья должен озаботится написанием обзора и внесением правок в игровой сэйв, чтобы участники форума смогли узнать о событиях партии, а игроки не потеряли стимул к описанию этих самых событий.
6.Награждение
По окончанию партии судья/организатор после общего обсуждения между игроками представляет к наградам победителя партии и особо отличившихся (в данной теме). Игровой счёт участников он также передаёт в наградной комитет Лиги (в соответствии с установленной формой), для учёта и занесения в общий список рейтинга. После этого партия объявляется закрытой, отправляется в архив на хранение и вывешивается в летописи Лиги.