Иран собирается ввести запрет на эксплуатацию российских самолетов марки "Туполев" с февраля 2011 г. Как передает Reuters со ссылкой на иранские информагентства, такое решение властей связано с участившимися за последние годы инцидентами с участием отечественных авиалайнеров на территории Исламской Республики. Сообщается, что директор Организации гражданской авиации Ирана Реза Нахджавани отдал распоряжение иранским авиакомпаниям прекратить полеты на самолетах "Ту-154" с 20 февраля 2011 г. "Использование самолетов "Ту-154" запрещено из-за недавних авиационных инцидентов и истечения срока службы этого типа воздушных судов 19 февраля 2011 г.", - говорится в распоряжении главы иранского авиационного ведомства.
Сейчас парк иранских авиакомпаний Iran Air Tour, Kish Air Eram и Taban airlines насчитывает 17 самолетов этой модели.
В связи с экономическими санкциями, наложенными США на страну, Иран не может приобретать самолеты американского концерна Boeing; некоторые другие западные авиапроизводители используют запчасти, также производимые в США (и, следовательно, недоступные Ирану). В связи с этим авиапарк иранских авиакомпаний укомплектован самолетами именно российского производства.
Напомним, за последние несколько лет в Иране имел место целый ряд авиационных происшествий с российскими авиалайнерами.
Так, 24 января 2010 г. самолет "Ту-154М" совершил аварийную посадку в аэропорту города Мешхед (Иран), пострадали 4 человека, которые были госпитализированы. Экипаж самолета выполнял пассажирский рейс по маршруту Абадан - Мешхед. На борту воздушного судна находились 156 человек, включая 4 членов летного экипажа, 5 членов кабинного экипажа (бортпроводников, граждан Ирана) и двух членов технического персонала.
15 июля 2009 г. в Иране потерпел крушение пассажирский самолет "Ту-154" компании Caspian Airlines, выполнявший рейс Тегеран - Ереван. Все 153 пассажира и 15 членов экипажа погибли. А уже 24 июля в 18.00 по местному времени (18.30 по московскому) в аэропорту г.Мешхеда при заходе на посадку загорелся самолет "Ил-62" иранской авиакомпании Aria Airlines, выполнявший внутренний рейс по маршруту Тегеран - Мешхед. Самолет был взят в лизинг у казахстанской авиакомпании "Дета Эйр" и управлялся казахстанским экипажем.
В результате катастрофы погибли 17 человек, из которых трое - граждане РФ, 30 человек получили ранения. После этого инцидента с 16 августа 2009 г. власти Ирана запретили своим авиакомпаниям брать в лизинг или покупать подержанные самолеты российского производства.
Отметим, 13 января 2011 г. Федеральная служба по надзору в сфере транспорта (Ространснадзор) РФ приостановила эксплуатацию 14 воздушных судов "Ту-154Б" до установления причин, приведших к авиационному происшествию самолета "Когалымавиа", который загорелся в аэропорту Сургута 1 января 2011 г. В результате инцидента погибли три человека.