С чем то я вынужден согласиться с Адъютантом. Давно уже говориться о том что в Российской гражданской авиации большие проблемы. Но все же делать выводы о чьей то вине не имея конкретных данных это преждевременно.
PS жаль только что в Российском воздушном пространстве Латвийская политическая элита не часто летает
Hearts of iron 4 «Люди, которыми восхищается европейское общество, - самые дерзкие лжецы; люди же, которые более всего ему омерзительны, - это те, кто пытается сказать ему правду» ЛОББИЗМ = ЛЕГАЛИЗОВАННАЯ КОРРУПЦИЯ.
Сообщение отредактировал Art1985 - Суббота, 10.04.2010, 15:26
Польша лишилась всего военного командования ("Gazeta Wyborcza", Польша)
На борту правительственного "Туполева" находились почти все командующие вооруженных сил Польской Республики. Как это возможно, чтобы в один момент страна лишилась всего военного командования?
Погибли глава Генерального штаба генерал Франчишек Гонгор (Franciszek Gągor), главком сухопутных войск генерал Тадуш Бук (Tadeusz Buk), главком ВМФ вице-адмирал Анджей Карвета (Andrzej Karweta), командующий войсками специального назначения Влодзимеж Потасиньский (Włodzimierz Potasiński), глава оперативного командования польской армии генерал Бронислав Квятковский (Bronisław Kwiatkowski) и командующий ВВС генерал Анджей Бласик (Andrzej Błasik). Также погибли заместитель министра национальной обороны Станислав Коморовский (Stanisław Komorowski) и полевой епископ польских вооруженных сил генерал Тадеуш Плоский (Tadeusz Płoski). В одно мгновение Польша лишилась всего военного командования.
Кто разрешил всем этим людям находиться на борту одного самолета? - задаются вопросом военные Теперь нет командующих и главы вооруженных сил.
- Предписаний, касающихся совместных полетов, нет. Конечно, вместе не должны быть премьер и президент, - говорит эксперт по вопросам авиации Гжегож Холдановскич (Grzegorz Hołdanowskicz).
- Но это урок о котором нужно будет помнить в будущем. По моему мнению, им нужно было лететь раздельно, и причин для этого много. Ужасает то,что нет такой страны, где всего за шесть лет произошло бы две катастрофы: вертолета премьера, а теперь — самолета президента.
- После катастрофы военно-транспортного самолета CASA было четкое предписание: не летать командующим военных частей вместе. Это тем более касается командующих разных родов войск, - подчеркнул один из наших собеседников из Министерства обороны.
Генералы, с которыми нам удалось поговорить, разъяснили нам, что управление вооруженными силами автоматически приняли заместители командующих родов войск.
Хм... мечта диверсантов прямо. если это действительно чья то диверсия, то в это даже никто не поверит даже если кто то в этом признается, уж слишком все удачно Hearts of iron 4 «Люди, которыми восхищается европейское общество, - самые дерзкие лжецы; люди же, которые более всего ему омерзительны, - это те, кто пытается сказать ему правду» ЛОББИЗМ = ЛЕГАЛИЗОВАННАЯ КОРРУПЦИЯ.
Сообщение отредактировал Art1985 - Суббота, 10.04.2010, 16:42
Deagleby, ну то что политическая элита Польши это будет разыгрывать по максимуму это факт. С их стороны было бы глупо не использовать трагедию для неких внутриполитических и внешнеполитических целей. Hearts of iron 4 «Люди, которыми восхищается европейское общество, - самые дерзкие лжецы; люди же, которые более всего ему омерзительны, - это те, кто пытается сказать ему правду» ЛОББИЗМ = ЛЕГАЛИЗОВАННАЯ КОРРУПЦИЯ.
В связи с гибелью президента Польши Леха Качиньского в стране будут проведены досрочные выборы главы государства. Об этом сообщил официальный представитель польского правительства Павел Грас. Исполнять обязанности главы польского государства будет маршал Сейма (нижней палаты парламента) Польши Бронислав Коморовский. Переход власти в руки маршала в таком случае предусматривается польской конституцией.
Теперь Коморовский в течение двух недель обязан объявить о дате новых президентских выборов и провести их не позже, чем через два месяца после объявления о назначении выборов. Очередные выборы президента Польши должны были проводиться осенью этого года.
Самолет президента Польши Леха Качиньского разбился в Смоленской области. Авария произошла на военном аэродроме Северный близ Печерска при заходе на посадку в условиях сильного тумана. Самолетом управлял польский экипаж из авиаотряда президента. По предварительным данным, причиной катастрофы стала ошибка пилотирования при выполнении посадочного маневра. Сообщается также, что в связи с плохой видимостью летчикам предлагали посадить самолет в Минске. При заходе на посадку самолет коснулся деревьев и разломился в километре от посадочной полосы. Никто из пассажиров и членов экипажа не выжил.
На борту самолета находились президент Польши Лех Качиньский и его супруга Мария Качиньска, начальник президентской канцелярии Владислав Стасяк, начальник генерального штаба Войска Польского Франтишек Гонгор, епископ Тадеуш Плоский, директор Совета охраны памяти борьбы и мученичества Анджей Пшевозник, бывший министр обороны и кандидат в президенты Польши от партии Союз демократических левых сил Ежи Шмайдзиньский, а также другие высокопоставленные чиновники, политики и общественные деятели.
Рышард Качоровский, последний президент Польши в изгнании Франтишек Гонгор, глава Генштаба Польши Славомир Скшипек, глава Национального банка Польши Кшиштоф Путра, вице-спикер сейма Кристина Боченек, вице-спикер Сената Ежи Шмайдзиньский, вице-маршал сейма, кандидат в президенты Польши Владислав Стасяк, глава канцелярии президента Польши Александр Щигло, глава Бюро национальной безопасности Польши Яцек Сасин, заместитель главы канцелярии президента Польши Павел Выпых, госсекретарь в канцелярии президента Польши Станислав Коморовский, заместитель министра обороны Польши Томаш Мерта, заместитель министра культуры и национального наследия Польши Мацей Плажинский, бывший маршал сейма Петр Нуровски, президент олимпийского комитета Польши Мариуш Казана, глава дипломатического протокола Польши Мариуш Хандзлик, сотрудник канцелярии президента Польши Анджей Кремер, заместитель министра иностранных дел Польши Анджей Пшевозник, генеральный секретарь Совета по охране памяти борьбы и мученичества Гжегож Дольняк, депутат сейма Пшемыслав Госевский, бывший заместитель премьер-министра Польши Збигнев Вассерманн, депутат парламента Польши Януш Кочановский, комиссар по правам человека Польши Януш Куртыка, президент Института национальной памяти Польши Тадеуш Плоски, генерал, епископ дивизии Войска Польского Александра Натали-Свият, депутат сейма Лешек Дептула, депутат сейма Гражина Гесицка, бывший министр регионального развития Польши Аркадиуш Рыбицкий, депутат сейма Себастьян Карпинюк, депутат сейма Йоланта Шиманек-Дереш, депутат сейма Вислав Вода, депутат сейма Эдвард Войтас, депутат сейма Янина Феклиньская, депутат сейма Станислав Заяц, депутат сейма Изабела Яруга-Новацка, депутат сейма Януш Крупский, глава Управления по вопросам ветеранов и репрессированных лиц Мирон Ходаковский, православный епископ польской армии, бригадный генерал Адам Пилч, полковник Ян Осинский, подполковник Эдвард Духновский, генеральный секретарь Союза сибирских ссыльных Бронислав Гостомский, епископ Юзеф Йониец, президент ассоциации Parafiada Здзислав Крол, капеллан Анджей Квасник, капеллан Божена Лойек, председатель оргкомитета Федерации катынских семей Стефан Мелак, председатель Катынского комитета
Иностранные лидеры воздают должное памяти польского президента Леха Качиньского ("The Times", Великобритания)
Иностранные лидеры отдают должное памяти польского президент Леха Качиньского, погибшего этим утром, когда его самолет разбился в России.
Гордон Браун и Дэвид Кэмерон отвлеклись от предвыборной кампании, чтобы выразить свои соболезнования после того, как Качиньский, его жена Мария и высокопоставленные члены польского правительства погибли в авиакатастрофе под Смоленском.
Выступая в Шотландии, премьер-министр сказал: “Я думаю, что весь мир будет скорбить в результате трагической смерти в авиакатастрофе президента Качиньского и его жены Марии и людей, летевших с ними”.
Браун высоко оценил работу покойного президента в антикоммунистической оппозиции в Польше 1970-х годов.
“Мы знаем, с какими трудностями пришлось столкнуться с Польшей, и какие жертвы ему пришлось принести, будучи частью движения “Солидарность””, - сказал он. - Мы знаем, какой вклад он внес в независимость и свободу Польши. Я думаю, что в такое время мы также должны не забывать о семье в трауре и о большом числе погибших людей и о всей стране, которая будет шокирована опечалена произошедшим. Я встречался с президентом Качиньским несколько раз, я разговаривал с ним совсем недавно”.
В официальном заявлении, выпущенном позже Даунинг-стрит, Браун добавил: “Мои мысли с его семьей и соотечественниками в это труднейшее время”.
Кэмерон описал трагедию, в результате которой погибли не менее 80 человек, как “очень черный день для Польши”.
Они сказал: “Я лично знал президента Качиньского. Он был очень смелым польским патриотом, выступавшим за свободу. Он очень пострадал при коммунизме и всегда отстаивал свои убеждения и свою веру в страну. Это огромная потеря. Это очень черный день для Польши, и мы должны подумать обо всех пострадавших”.
Министр финансов соседней Германии Гвидо Вестервелле заявил, что “шокирован и очень опечален” смертью г-на Качиньского.
Представитель Госдепартамента США Пи Джей Краули заявил: “Это ужасная трагедия для Польши, и мы выражаем народу Польши наши глубочайшие соболезнования”.
Родившийся в 1949 году Качиньский был звездным ребенком (В тринадцать лет, в 1962 году, они со своим братом-близнецом Ярославом сыграли главные роли в популярном в Польше детском фильме-сказке «Двое, укравшие луну» - прим. перев.) прежде, чем присоединиться к антиправительственному движению “Солидарность”
Бывший мэр Варшавы, Качиньский был избран президентом в 2005 году как кандидат от партии “Закон и справедливость”.
Его идентичный брат-близнец Ярослав Качиньский является бывшим премьер-министром Польши, и про них говорят, что они сыграли ключевую роль в формировании страны после падения коммунизма.
Качиньский женился на экономисте Марии Качиньской в 1978 году. После них остались дочь Марта и двое внучек.
Их самолет Ту-154 разбился в 10:56 по московскому времени, пытаясь приземлиться в аэропорту Смоленска.
Качиньские направлялись в сопровождении нескольких высокопоставленных правительственных чиновников в Катынь, чтобы принять участие в памятной церемонии, посвященной 70-й годовщине расстрела тысяч поляков, казненных советской секретной полицией.
Список пассажиров разбившегося самолета ("Gazeta Wyborcza", Польша)
Президент Лех Качиньский (Lech Kaczyński) Супруга президента Мария Качиньска (Maria Kaczyńska)
Последний президент Польской Республики в изгнании Рышард Качоровский (Ryszard Kaczorowski) Вице-спикер Сейма Кшиштоф Путра (Krzysztof Putra) Вице-спикер Сейма Ежи Шмайдзиньский (Jerzy Szmajdziński) Вице-спикер Сената Польши Кристина Бохенек (Krystyna Bochenek) Руководитель Канцелярии президента Владислав Стасяк (Władysław Stasiak ) Руководитель Бюро национальной безопасности Александр Щигло (Aleksander Szczygło)
Работник канцелярии президента Павел Выпых (Paweł Wypych)
Работник канцелярии президента Мариуш Хандзлик (Mariusz Handzlik)
Заместитель министра иностранных дел Анджей Кремер (Andrzej Kremer) Заместитель министра национальной обороны Станислав Коморовский (Stanisław Komorowski) Заместитель министра культуры Томаш Мерта (Tomasz Merta)
Глава Генерального штаба Войска Польского Франчишек Гонгор (Franciszek Gągor)
Секретарь Совета охраны памяти борьбы и мученичества Анджей Пшевозник (Andrzej Przewoźnik) Президент Ассоциации «Польское Сообщество» Мачей Плажиньский (Maciej Płażyński)
Директор дипломатического протокола МИД Мариуш Казана (Mariusz Kazana)
Депутаты: Лешек Дептула (Lepszek Deptuła), партия PSL
Сенаторы: Янина Фетлинска (Janina Fetlińska), PiS Станислав Зайонц (Stanisław Zając ), PiS
Сопровождающие лица: Януш Кохановский (Janusz Kochanowski ), омбудсмен Славомир Скшипек (Sławomir Skrzypek), глава Польского Национального Банка Януш Куртыка (Janusz Kurtyka), глава Института Национальной памяти Януш Крупский (Janusz Krupski) директор Управления по вопросам ветеранов и репрессированных лиц Иоанна Агатка-Индецка (Joanna Agatka-Indecka), председатель Верховного совета адвокатов Ян Кшиштоф Ардановский (Jan Krzysztof Ardanowski), советник президента Роман Инджейчик (Roman Indrzejczyk), капеллан президента Барбара Маминьска (Barbara Mamińska), Канцелярия президента Зофья Крушиньска-Густ (Zofia Kruszyńska-Gust), Канцелярия президента Изабелла Томашевска (Izabela Tomaszewska), Канцелярия президента Катажина Дорачиньска (Katarzyna Doraczyńska), Канцелярия президента Дариуш Гвиздала (Dariusz Gwizdała), Канцелярия президента Якуб Опара (Jakub Opara), Канцелярия президента
Бригадный генерал Станислав Наленч-Коморницкий (Nałęcz-Komornicki),
канцлер военного ордена Virtutti Militari Подполковник Збигнев Дембский (Zbigniew Dębski),
член капитула военного ордена Virtutti Militari Чеслав Цивиньский (Czesław Cywiński),
председатель Всемирного Союза бойцов Армии Крайовой Рышард Румянек (Ryszard Rumianek),
священник, ректор Университета им. Кардинала Стефана Вышиньского Петр Нуровский (Piotr Nurowski),
председатель Польского Олимпийского комитета Анна Валентинович (Anna Walentynowicz)
Мажена Павялк (Marzena Pawlak), врач президента Александр Федорович (Aleksander Fedorowicz), переводчик русского языка
Религиозные деятели: Тадеуш Плоский (Tadeusz Płoski), генерал, полевой епископ Войска Польского Мирон Ходаковский (Miron Chodakowski), православный архиепископ Войска Польского Адам Пилх (Adam Pilch), полковник, евангелический капеллан Ян Осиньский (Jan Osiński), подполковник, полевой капеллан Войска Польского Эдвард Духновский (Edward Duchnowski), генеральный секретарь Ассоциации сибирских ссыльных Юзеф Йонец (Józef Joniec), председатель Общества "Parafiada" Здзислав Крул (Zdzisław Król), капеллан варшавского отделения Объединения Катынских семей Анджей Квасник (Andrzej Kwaśnik),капеллан Федерации Катынских семей
Ветераны и сотрудники общественных организаций : Тадеуш Лютоборский (Tadeusz Lutoborski)
Представители вооруженных сил: Оперативный командующий польских вооруженных сил, генерал Бронислав Квятковский (Bronisław Kwiatkowski) Командующий ВВС, генерал Анджей Бласик (Andrzej Błasik) Командующий сухопутных войск, дивизионный генерал Тадеуш Бук (Tadeusz Buk) Командующий войсками специального назначения Влодзимеж Потасиньский (Włodzimierz Potasiński) Командующий ВМФ, вице-адмирал Анджей Карвета (Andrzej Karweta) Командующий гарнизоном Варшавы, бригадный генерал Казимеж Гиларский (Kazimierz Gilarski)
Сотрудники Бюро Национальной обороны:
Ярослав Лорчак (Jarosław Lorczak)
Павел Янечек (Paweł Janeczek)
Дариуш Михаловский (Dariusz Michałowski)
Петр Носек (Piotr Nosek) Яцек Сурувка (Jacek Surówka)
россия на даный момент не находется в хорошем положение.
1. они пригласили приехать. 2. самолёт русского производства. 3. в полне возможно поляки будут венить россию не только за растрел поляков в катыни а ешё в покушении на президента.
мне кажется, если расматривать версию покушения, россии не выгодна его смерть, но кто знает. показывали по телику, не задолга до его смерти поляки нашли запасы газа на ихней територии и с будуйшего года ныне мёртвый президент запланировал продажу газа как в польше так и економи4ским партнёрам из заподной европы. =) но это только версия, не судите строга.
Дела по фальсификации катыни. В первый раз (2000 год вроде) была попытка фальсификации но в фальшивом документе(Где якобы Сталин подписывал приказ о растреле офицеров) было столько ошибок что суд признал его ненастоящим. Но уже недавно выпустили новую фальшвку имеющюю тоже немало ошибок.Мухин на эти ошибки указал.Но всем как бы дым похер. Кстати эта тема уже подымалась где то. Готов возобновить спор Героям слава!
master-splinter, а Сталин ангел во плоти Hearts of iron 4 «Люди, которыми восхищается европейское общество, - самые дерзкие лжецы; люди же, которые более всего ему омерзительны, - это те, кто пытается сказать ему правду» ЛОББИЗМ = ЛЕГАЛИЗОВАННАЯ КОРРУПЦИЯ.
Дата: Воскресенье, 11.04.2010, 14:19 | Сообщение # 40
Дата регистрации:
"Они очень хотели сесть"
Разбившимся под Смоленском самолетом управляли летчики из элитного подразделения ВВС Польши. Возможно, при посадке экипаж подстраивался под плотный график президента Леха Качиньского, а может быть, пилоты слишком долго ждали улучшения погодных условий. Катастрофа, по словам экспертов, пока похожа на "квинтэссенцию человеческих факторов".
К моменту написания этой заметки польская сторона еще не обнародовала фамилии погибших членов экипажа Ту-154, потерпевшего катастрофу под Смоленском. Однако, как говорят в польских ВВС, за штурвалом президентского самолета сидели "лучшие военные летчики страны". Один из полковников минобороны Польши рассказал "Газете.Ru", что транспортировкой руководства страны, чиновников и высшего офицерского состава занимается элитное подразделение – 36-й полк ВВС Польши. "Случайно в этот полк не поступают. Подготовка там очень жесткая, но каждый раз ее формат зависит от человека: с каким опытом он пришел, что умеет и т. д. На Ту-154 уже умеют летать все пришедшие пилоты", – рассказывает представитель ВВС.
Сколько часов за свою карьеру пилоты президентского Ту-154 провели в небе, он сообщить затруднился.
Но на потерпевшей катастрофу машине, по словам полковника, они налетали не менее 200 часов. "Эти пилоты в последнее время летали очень много: на прошлой неделе возили делегацию в Рим, а на этой – на встречу с президентом США Обамой. Трудно сказать, сколько рейсов в неделю они совершают. Все зависит от политиков, но работа эта тяжелая", – говорит собеседник.
Всего в распоряжении полка четыре самолета: два Ту-154 и два Як-40. По данным источника "Газеты.Ru" в МЧС, самолет, на котором из Варшавы 10 апреля вылетели Качиньский с делегацией, был произведен 29 июня 1990 года. До Качиньского на нем летали президенты Польши Войцех Ярузельский, Лех Валенса и Александр Квасьневский. Всего Ту-154, который разбился под Смоленском, налетал 5004 часа. ИТАР-ТАСС передает, что в 2008 году борт 101 задержался на двое суток в Сеуле из-за поломки механизма рулевой тяги.
В декабре 2009 года завершился капитальный ремонт самолета на авиационном заводе "Авиакор" в Самаре.
"Помимо стандартных этапов капитального ремонта на самолете, исполненном в VIP-компоновке, было выполнено обновление интерьера, а также осуществлен капитальный ремонт четырех двигателей Д 30 – КУ", – говорится на сайте завода. Следующий ремонт машина должна была проходить через шесть лет.
Второй Ту-154 36-го полка поступил на капитальный ремонт в Самару в январе 2010 года.
Представитель ВВС Польши сказал "Газете.Ru", что этот самолет до окончания расследования катастрофы в воздух подниматься не будет. "Это однозначно", – уверено добавляет собеседник.
С вопросом, почему для полетов VIP-персон были выбраны именно российские машины, надо, по словам полковника польских ВВС, обращаться к политикам. По данным ИТАР-ТАСС, польское правительство уже несколько лет рассматривает вопрос о покупке новых самолетов для правительственного авиаотряда. В числе возможных вариантов обсуждалось приобретение бразильских самолетов Embraer.
О причинах катастрофы пока не говорят ни российская, ни польская стороны.
Российский СКП заявил, что будет рассматривать все версии произошедшего. Польша также не намерена строить догадки до окончания расследования. "Кто понесет ответственность за случившееся конкретно в нашем ведомстве, сказать очень трудно. Расследование не закончилось, и нельзя сказать, кто виноват", – говорит представитель польских ВВС.
Пока точно известно лишь то, что на военном аэродроме Северный в трех километрах от Смоленска во время катастрофы были плохие погодные условия.
Ту-154 вылетел из аэропорта Варшавы в 07.00 по местному времени (09.00 по московскому времени). По информации МЧС и администрации губернатора Смоленской области, около 10.30, когда самолет заходил на посадку, над аэродромом был густой туман. Пресс-секретарь смоленского губернатора Сергея Антуфьева Андрей Евсеенко сообщил "Газете.Ru", что Ту-154 пытался зайти на посадку четыре раза. Диспетчеры предлагали экипажу совершить посадку в аэропорту Минска, в 200 километрах от Смоленска, или в Москве. Но экипаж, по словам Евсеенко, принял самостоятельное решение приземляться в Северном.
Примерно в 10.50, в очередной раз заходя на посадку, самолет зацепился за верхушки деревьев, потерял высоту и упал в лес, не долетев до взлетно-посадочной полосы несколько сотен метров.
На борту вспыхнул пожар. Как видно на фотографиях места происшествия, у Ту-154 отвалилась хвостовая часть.
В метеорологическом центре "Фобос" "Газете.Ru" рассказали, что утром в субботу погоду в районе Смоленска определяло "поле повышенного давления – в такой ситуации благоприятны условия для образования густых дымов и туманов". Еще в 7.00 по местному времени погода была "рабочая": метеорологи зафиксировали дымку с видимостью 4 километра. В 9.15 в Смоленске благополучно сел первый самолет польской стороны – Як-40, в котором находились журналисты президентского пула. Уже в это время, по данным метеорологов, влажность достигла 92%, а в 9.40 на аэродроме образовался густой туман.
На момент катастрофы фактическая погода, сказали в центре, была следующей: "десятибалльная слоистая облачность, с нижней границей облаков 80 метров и видимостью менее 800 метров, в отдельные моменты доходящей до 500 метров".
"Местными синоптиками было выписано штормовое предупреждение на плохую видимость с 10–12 часов", – уточнили в центре "Фобос". Как сообщил РИА "Новости" генерал-лейтенант ВВС России Александр Алёшин, утром в субботу российский самолет Ил-76 (что это был за борт, он не пояснил) также попал в сложные метеоусловия близ аэродрома Северный и из-за этого ушел на запасной аэродром.
Эксперты сходятся во мнении, что "польским летчикам очень хотелось сесть".
Но что именно заставило командира экипажа принять решение об опасной посадке в тумане, специалисты затрудняются сказать. Источник "Газеты.Ru", близкий к расследованию, сообщил, что пилоты не стали информировать о своем решении президента Качиньского и остальных высокопоставленных пассажиров. В то же время заслуженный летчик России, летчик-испытатель Александр Акименков предположил, что на экипаж было оказано давление со стороны президента. "Не пилоты принимали решение, – уверен эксперт. – Президент опаздывал на церемонию. Пилоты же не самоубийцы".
Действительно, самолет приземлялся согласно плотному графику президента. Как сказали "Газете.Ru" в администрации Смоленской области, в 11.30 Качиньский уже должен был быть на Катынском кладбище.
В 2008 году СМИ сообщали, что у президента Качиньского уже возникал конфликт с командиром экипажа одного из Ту-154 после того, как летчик принял решение вместо аэропорта Тбилиси сесть в Азербайджане (из соображений безопасности во время российско-грузинского конфликта). Тогда Лех Качиньский заявлял, что он хотел приземлиться "прямо в Тбилиси, чтобы можно было как можно скорее встретиться с президентом Грузии Михаилом Саакашвили".
С Акименковым не согласен командир экипажа Boeing одной из российских авиакомпаний, говоривший на условиях анонимности. По его словам, командир экипажа, скорее всего, и не предупреждал летевших чиновников о возможных вариантах посадки. Такое решение, говорит собеседник, пилот принимает сам: "Не важно, кто сидит сзади, президент или обычный работник".
Не исключено, что пилотов никто не торопил, но они понимали, что руководству будет удобнее приземлиться в Смоленске.
Такую большую делегацию, говорят в ВВС Польши, летчикам приходится доставлять нечасто. "Такая крупная делегация – это редкость. Сами понимаете, тут случай исключительный – траурные мероприятия в связи с катынской трагедией, и потому такое количество VIP", – сказал полковник польских ВВС "Газете.Ru". Столько высокопоставленных лиц в одном самолете, отмечает собеседник, в Польше не летали чуть ли не с катастрофы в январе 2008 года. Тогда в Западно-Поморском воеводстве Польши, недалеко от города Щецин, разбился военно-транспортный самолет CASA-295М с 20 высокопоставленными офицерами на борту. Все военные погибли.
Почему Ту-154 сделал несколько кругов над Северным, также неясно.
По словам действующего российского летчика, возможно, что экипаж перед трагедией не заходил на посадку, как это сообщалось в первые часы после катастрофы, а просто кружил вокруг аэродрома, ожидая, когда улучшатся погодные условия.
"Пока есть запасное топливо, можно кружить. Затем, если оно заканчивается, а погодные условия не улучшаются, пилот может уйти на запасной аэродром. Если же были именно четыре захода на посадку, тогда непонятно, зачем они пошли на пятый. Очевидно же, что пытаться больше нельзя", – говорит летчик. Акименков в свою очередь отметил, что экипаж входил в глиссаду с нестандартными показателями: "То, что они разбились, говорит о том, что вертикальная скорость была явно выше 5 м/с вместо положенных 3 м/с, а то и все 7 м/с", – поясняет заслуженный летчик России.
О том, что "экипаж увеличил вертикальную скорость снижения и начал снижаться ниже глиссады" уже официально заявил и Алешин.
"Руководитель полетов дал команду тогда экипажу о переводе самолета в горизонтальный полет и, когда экипаж не выполнил указаний, несколько раз отдал команду на уход на запасной аэродром. Тем не менее экипаж продолжал снижаться. К сожалению, это закончилось трагически", – сказал он.
Непонятной, говорят эксперты, остается ситуация с "минимумом погоды" – соотношением высоты нижнего слоя облаков и видимости, при котором возможна посадка. Свой минимум есть как у каждого аэропорта, так и у экипажа самолета (в зависимости от опыта летчиков) и самой машины. "При рассмотрении возможности на посадку берется самый наихудший показатель. Например, если у аэродрома он 60 на 800 метров, а у командира экипажа – 80 на 1000, то учитываться будет второй показатель", – поясняет Акименков. В данном случае известны "минимумы погоды" только у Ту-154: он может приземляться при высоте облаков 60 метров и видимости 800 метров. Эксперты предполагают, что у пилотов президентского самолета показатели минимума погоды "были достаточно высокие".
При каких условиях можно садиться на военный аэродром Северный, сказать экспертам сложно: может оказаться, что он "выдерживает" погодный показатель 60 на 800 метров, а возможно, что рассчитан только на прием самолетов при 80 на 1000 метров.
Стоит также учитывать, отмечают собеседники, что в Северном стоит аппаратура проще, чем в гражданских аэропортах. "Истребители же в плохую погоду не летают, а из этого можно сделать вывод, что оборудование там слабее. Посадочных систем гражданских аэропортов там, конечно, нет", – говорит пилот.
Разница между посадочными системами военных и гражданских аэропортов действительно могла повлиять на ситуацию с Ту-154, соглашается Акименков. "Поскольку это президентский самолет, то экипаж наверняка привык садиться на первоклассных аэродромах", – поясняет действующий пилот. На таких площадках есть так называемое "световое поле": "в начале полосы находятся огни, которые светят как бы в лицо пилотам". "Ориентируясь по центру луча, пилот попадает на взлетно-посадочную полосу. Говорить о том, что эта система есть в маленьком аэропорту, не приходится", – пояснил "Газете.Ru" летчик.
По словам действующего пилота, складывается впечатление, что во время катастрофы случилась "квинтэссенция человеческих факторов".
Самолет же винить в катастрофе не стоит, говорят пилоты. Ту-154, по их словам, машина надежная и, будучи самолетом элитного полка, наверняка проходила вовремя все проверки. Но, добавляет действующий командир экипажа, "ошибки не прощает".