Судейский Комитет За соблюдением правил игры следит Судейский комитет в составе трех человек. Коллегиальное решение комитета в ходе игры не обсуждаются, их можно оспорить в открытой форме на форуме. Все спорные моменты разбираются между сессиями, если Судейский комитет не принимает другого решения.
Обязанности Судейского Комитета: 1. Управлять игрой и обеспечить её гладкое существование с того момента, как она начата. 2. Интерпретировать правила в случае необходимости. 3. Быть дисциплинирующей силой в игре.
Каждый член Комитета принимает такое же участие в игре, как и любой другой игрок. Никто из них не обязан скрупулезно следить за всем чатом во время игры. Чтобы задать вопрос лучше каким-либо образом обратить его внимание на вопрос. Например, таким символом перед сообщением (!!!!).
Штрафы
Если кто-то нарушает любые правила игры, то на него могут быть наложены различные наказания. Самое сильное из них — дисквалификация. Все остальные наказания должны вести не только и не столько к различным взысканиям с игрока, а к восстановлению состояния до нарушения правил.
- В случае неявки игрока без предупреждения, игрок может быть оштрафован на 1.5% инфляции
Заход в игру и рехосты: 1. Игра должна быть создана за 10 минут до начала (то есть в 19.50). После этого уже можно заходить в игру. 2. IP-адрес хоста можно получить у судьи (по аське) или в скайпе в соответствующем чате. 3. Выбирать страну (после захода в игру и загрузки сейва) можно ТОЛЬКО после хоста. 4. При случайном выборе страны до выбора хостом вы должны перезайти в игру (перегружать саму «Европу» при этом не надо). 5. В случае вылета одного из игроков рехост будет сделан немедленно только, если этот игрок воюет с другим игроком. В любом другом случае рехост делается в начале следующего года. Рехост также может быть сделан немедленно по обнаружению вылета игрока, если так решит судья. При рехосте необходимо полностью перезапускать «Европу». 6. Во время отсутствия игрока ему ставится «Зомби». 7. В случае появления у одного из игроков рассинхронизации рехост делается немедленно либо по окончании года. 8. Запрещено табаться во время загрузки игры.
II. Основные правила
1. Уважайте других игроков и не оскорбляйте их.
2. Будьте готовы играть продолжительный период времени.
3. Мы будем играть сессию только, если не более 3-х игровых стран находятся под контролем АИ.
4. Делайте всё, что вы захотите — до тех пор, пока это не будет запрещено.
5. Будьте готовы к вынужденной принудительной пересадке в случае крайней необходимости (по решению комитета).
6. Мы не будем делать никаких других правок, кроме:
- компенсации за пребывание под контролем АИ; - уничтожения эффекта игрового бага, который был непредвиденным. Если непредвиденный игровой баг был использован для получения игрового преимущества одним из игроков, комитет имеет право наложить на этого игрока некоторые штрафные санкции; - разумных компенсаций за предыдущее неудачное правление при появлении на стране нового игрока; - "плюшки" за своевременные приходы и AARы
7. Участники игры должны ознакомиться с правилами, и иметь о них полное представление. За соблюдением правил игры следит Судейский Комитет, все игроки подчиняются его распоряжениям без апелляций.
8. Игрок, временно отсутствующий на сессии, вправе посадить в свою страну временного управляющего, о чём он должен сообщить минимум за сутки до следующей сессии. Если игрок отсутствует две и более сессии подряд, страна объявляется свободной и ищется игрок для игры за неё на постоянной основе. Если игрок не объявил о замене вообще (или у него вырубили Интернет и пр.) — то для этой страны на сессию ищется замена, которую определяет судья. Игрок временно заменяющий другого игрока и при условии, что не оставили инструкций, должен проводить ту политику, которую проводила эта страна ранее(так, как эта политика выглядела со стороны). Игрок, управляющей уже на постоянной основе, вправе проводить свою, отличную от предыдущего игрока, политику. Новый монарх — новая политика. Если замены походящей нет, то страной управляет АИ, и она отправляется в офф-лимит, либо зомби.
9. Офф-лимит означает, что этой стране, ее вассалам и младшим партнерам в унии запрещено объявлять войну. В случае же оборонительной войны со страной в офф-лимите от нее можно брать только 50 монет дани. Оборонительной война считается только для того игрока, кому АИ страны в офф-лимите объявил войну. Если АИ такой страны объявляет войну АИ-союзнику игрока, то война оборонительной не считается, и ничего со страны в офф-лимите брать нельзя. Можно нападать на страну в офф-лимите с целью снятия собственного вассалитета у ней (при этом следует соблюдать правила о вассалитете по итогам войны). Страны в офф-лимите по приходу игрока собирают в тех же границах, в которых она была на момент попадания под контроль АИ (в случае ее развала). Даже если часть провинций попала под контроль другого игрока. Исключения — на усмотрение судейского комитета.
10. Любые заключённые между игроками тайные договора, не имеющие аналога в игровой механике (о ненападении, о нейтралитете, об обороне против третьей страны, о нападении на третью страну и т.п.) не могут длиться более чем 20 лет. По истечении данного срока соглашение считается более недействительным, и любой из заключивших его игроков может поступать так, как будто этого договора вовсе и не было. Договор может быть пролонгирован на следующие 20 лет, но только по ясно выраженному взаимному согласию обеих сторон. При этом участникам соглашений запрещается принуждать противоположную сторону продлевать их срок действия.
11. Всякий участвующий в игре должен быть готов к тому, что на него нападут впятером на одного при разнице в техах, и распилят. Всякий участвующий в игре декларирует, что он готов продолжать игру до её конца, даже будучи доведенным до минимума.
III. Детальные правила
1. AAR-ом считается пост участника прошедшей сессии с описанием его действий в эту сессию (художественным или нет — не важно), опубликованный на форуме минимум за 12 часов до начала новой сессии. AAR должен содержать минимум 400 слов (иначе такой пост не признается AAR-ом).
2. Игроку, написавшему AAR по сессии, может быть, по его желанию:
- снижена инфляция на 0.8%; - повышен престиж на 30%; - повышена легитимность на 30%; - снижена военная усталость на 4 пунктов; - снижен ББ на 4 пунктов; - добавлено в казну 150% подушной подати за последний год (с учетом военного налога, если он есть); - увеличены морские, военные или культурные традиции на 30%; - перекрещена в государственную религию любая своя провинция; - добавлено 4 любых специалиста (купцы, колонисты и т.д.).
3. Если игрок напишет AAR в 800 слов и выше (то есть в 2 раза выше норматива), то он получит право на дополнительный бонус, равный бонусу за приход вовремя. Число слов в опубликованном AAR-е определяется за 4 часа до начала новой сессии.
4. Игроку, вовремя пришедшему к началу сессии, может быть, по его желанию:
- снижена инфляция на 0.4%; - повышен престиж на 15%; - повышена легитимность на 15%; - снижена военная усталость на 2 пункта; - снижен ББ на 2 пункта; - добавлено в казну 75% подушной подати за последний год (с учетом военного налога, если он есть); - добавлено 2 любых специалиста (купцы, колонисты и т.д.); - увеличены морские, военные или культурные традиции на 15%.
За три прихода подряд игроку дополнительно может быть, по его желанию: - сдвинут на 1 пункт любой ползунок ВП; - увеличена стабильность на 2 пункта; - сделана национальной одна собственная европейская провинция; - вырезана одна национальная идея; - обращены в государственную религию две любые свои провинции; - выдан любой бонус, аналогичный бонусу за AAR по сессии.
5. Если AAR по сессии написан только одним игроком из всех, то ему полагает тройная награда. Если двумя, то каждому по двойной награде. Если отчет по сессии написан тремя и более игроками, то каждому полагается награда по стандартному размеру. Мультипликатор действует только на основную часть ААРа, дополнительная и за приход вовремя идут без него.
1. Следующие государства: Швеция/Дания (Скандинавия), Англия (Великобритания), Франция, Австрия (Германия/СРИ), Польша, Московия/Новгород (Россия), Кастилия (Испания), Турция, Бранденбург (Пруссия/Германия/СРИ), Бургундия (Нидерланды), Венеция (Сердиния-Пьемонт, Италия) — являются игровыми. У этих стран должно быть не менее 6 провинций с родной культурной группой в период с 1399 по 1450 гг., не менее 10 провинций — с 1450 по 1550 гг., и не менее 15 — после 1550 года. Эти провинции должны находиться на том же континенте, что и столица страны (то есть в Европе). Запрещено отнимать у страны такие провинции, если их число меньше указанного для данной даты.
2. Война не ограничена по срокам.
3. Война прекращается, если в результате предложения мира стабильность проигравшего начинает падать на −1; таких предложений в течение всей войны должно быть 5; шестое предложение проигравший обязан принять (на паузе), если оно опять понижает стабильность, при этом значение стабильности проигравшего не имеет значения (т.н. правило 6 стабхитов).
Война также прекращается, если военная усталость проигравшего больше или равна 10, а 50% от всех его европейских провинций, включая столицу, оккупированы. При этом в столице уровень гарнизона должен быть равен максимальному.
В особых случаях Комитет имеет право принудительно замирить стороны.
4. (!!!)Имеется определённый максимум провинций, который может взять выигравшая сторона в войне между людьми. Для этого используется специальное обозначение — очки провинций (ОП):
- формальная вассализация — 3 ОП; - фактическая вассализация, при условии, что у побежденной страны нет ни одного вассала/унията; - уничтожение ТЦ (если это возможно) — 2 ОП; - открытие торговли — 1 ОП за каждые 10 лет; - отказ от щитов — 0.5 ОП за провинцию; - снятие вассалитета с вассала — 1.5 ОП (в том числе неформального с игрока); - выделение новой страны: по 1 оп за каждую провинцию; - получение провинции с ТЦ — 3 ОП; - получение не «заморской» (для получателя) провинции с населением в 1К и выше — 1 ОП; - получение колонии или «заморской» (для получателя) провинции с населением в 1К и выше — 0.5 ОП; При этом отъём колоний во время войны через спец. кнопку армий — ничем не ограничен. - количество денег, равное годовому доходу страны на момент заключения мира — 3 ОП. Количество денег, равное половине годового дохода страны — 1.5 ОП. Срок выплаты денег — 5 лет (заёмом на 1 месяц со ставкой в 1%); - проход войск — 1 ОП за каждые 10 лет. Брать можно как для себя, так и для любой другой страны; - отмена прохода войск — 1 ОП за каждые 10 лет; - заключение династического брака — 1 ОП; - продажа провинции за 25 монет (дипломатической акцией после войны) — 3 ОП. Нельзя применять к провинциям с ТЦ; - продажа «заморской» провинции за 25 монет (дипломатической акцией после войны) — 1.5 ОП. Нельзя применять к провинциям с ТЦ; - отказ от сферы влияния — 1 ОП за страну; - введение эмбарго против любой страны — 1 ОП за каждые 10 лет; - эмбарго может быть нивелировано требованием "открытие торговли" по другому миру; - признание «Поражения» (условие при заключении мира) — 1 ОП; - голосование в СРИ за указанную страну — 1 ОП за каждые 10 лет;
5. Игрок может взять от другого игрока не более:
до 1500 года — 3-х ОП за войну. до 1600 года — 4-х ОП за войну (причем 1 ОП можно потратить только на «заморские» провинции). до 1700 года — 5-и ОП за войну (причем 2 ОП можно потратить только на «заморские» провинции). после 1700 года — 6-и ОП за войну (причем 3 ОП можно потратить только на «заморские» провинции). Никаких ограничений на мирные договора с АИ — нет.
6. В случае, если война ведётся между союзами игроков-людей (то есть как минимум на одной стороне сражается 2 человека и более), победители могут получить от проигравшего альянса на весь альянс-победителей (включая АИ-союзников) не более обычного (при войне «1 на 1») числа ОП, увеличенного дополнительно на половину от базового ОП за каждого члена проигравшего альянса, исключая лидера. При этом одна проигравшая страна не может отдать больше базового числа ОП.
К примеру, если базовое число ОП равно 3, а в альянсе проигравших трое человек, то альянс победителей может получить 6 ОП (3+1.5+1.5=6). Если базовое число ОП равно 4, то за каждого члена вражеского альянса, исключая лидера, идет прибавка в 2 ОП.
При этом не имеет значения, каким именно образом будет заключён мир: будет ли это один единственный договор между главами альянсов или же несколько сепаратных миров. АИ-союзник игрока может получать по миру от другого игрока провинции, они должны учитываться таким же образом, как если игрок передает их игроку.
7. (!!!) Игрок имеет право на собственную капитуляцию в любой момент. Капитулировавшая страна полностью удовлетворяет территориальные претензии победителя по условиям предложенного мирного договора. После объявления проигравшей стороной о капитуляции военные действия прекращаются и победитель обязан приложить все усилия для захвата требуемых им пров в кратчайшие сроки. Если страна-победитель воюет еще и в других войнах, то ее оппоненты также не должны мешать оккупации необходимых для замирения провинций, а точнее в процессе замирения не должно проходить сражений на территории капитулировавшей страны.
Нельзя капитулировать перед отдельным членом союза, только перед всем союзом. Если нападающие стороны находятся в союзе, то и ОП должны считаться как для одной стороны. Тоже самое действует и в обратную сторону — в случае капитуляции лидера альянса, мирится обязан весь его альянс.
Критерий военного союза между странами только один: наличие формального (в терминах игры) альянса, и, соответственно, совместное ведение войны в рамках одного военного конфликта (в терминах игры). Если у вас оборонительный (неформальный) договор с другой страной, и на неё нападают, то заключайте военный альянс и просите, чтобы вас призвали в войну. Если хотите вдвоем напасть на третью страну: заключайте союз и нападайте вместе (или, аналогично, сначала нападайте, потом заключайте союз, потом призывайте союзника). В случае же объявления войны двумя разными странами третьей стране эти конфликты будут считаться двумя разными войнами, даже если они были согласованы и синхронизированы по времени. Соответственно, и правила ОП, и правила капитуляции будут применяться как к двум разным войнам, а не как к одной войне.
8.(!!!) Процесс замирения не может продлиться больше 3 лет.
9. (!!!) В случае если вы оказались в войне с игровой страной в рамках войны, лидером которой является искусственный интеллект, вам разрешается закончить войну посредством мирного договора с этим AI, однако при этом нельзя брать провинции игрока. В остальном правила замирения те же, что и в случае обычной войны между игроками, и один игрок из альянса AI должен считаться неформальным лидером, который в случае своей капитуляции уступит базовое количество ОП. 10. Если вы были формально подчинены другим человеком:
Вам не кидается вассалитет в игре. Но - вы не имеете право вести враждебные действие против выйгравшей стороны, ни прямо, ни косвено. Т.е: - вы не можете кидать шпионов победителю - не можете подавлять восстания его врагам(с кем он в данный момент в войне) - вы не можете войти в любой другой альянс, кроме альянса вашего победителя. - вы должны принять предложения альянса/торгового соглашения/соглашения на проход войск от вашего победителя. - вы не можете вступить в войну без разрешения победителя.
Кроме этого, вы можете делать всё, что хотите. Договор длится не менее 20 лет.
11. Ограничения описанные в пункте 10 также распространяются на случай фактической вассализации.
IV. Запрещено
1. Нарушать 5-летний мир с любым государством.
2. Объявлять войну АИ или игроку, который является вассалом или партнером в унии с игроком, с которым у вас 5-летний мир.
3. Объявлять войну вассалу или униату игрока на паузе одновременно с объявлением войны игроку (чьи вассалы)
4. Давать займы АИ.
5. Переносить столицу из Европы на другой континент.
6. Передавать за АИ (при замирении) его провинции в войнах другого человека с этим АИ (пример этого механизма описан здесь; во всех иных случаях данное правило недействительно), за исключением собственных вассалов/младших партнеров в унии (игрока-человека).
7. Продавать ОЕГ провинции, если только они не являются вашими вассалами/младшими партнерами в унии.
8. Переименовывать провинции и столицы провинций без разрешения судьи (если только это не вызвано случайным лагом).
9. Менять государственную религию странам под управлением игроков.
10. Выделять вассалов, если вся территория полученного вассала — щитовые для игрока провинции.
11. Преднамеренно банкротиться.
12. Покидать игру во время сессии в знак протеста против якобы несправедливых действий в отношении игрока.
13. Вассализировать игровые страны в первые 20 лет игры (до 1420 года).
14 Нападать на страну или вассала, которого у вас выделили/сняли по войне, в течении 5 лет после заключения перемирия(но можно нападать на гарантов или сферу влияния).
15 Запрашивать бонусы сверх положенного. В качестве штрафа судья оставляет за собой право штрафовать на 1 ББ
NB: Данный свод правил не является окончательным и может редактироваться по мере накопления опыта мультиплеерной игры Я спрашиваю вас: хотите ли вы тотальную войну? Если потребуется, хотите ли вы более тотальную и радикальную войну, чем вы вообще можете сегодня представить?