Знакомство с очередным варгеймом традиционно началось с Италии. Эти земли века XIX-XX я досконально изучил и теперь заглянул в тёмные глубины средневековья. Написать ААР меня сподвигло всё то, что я увидел, разбираясь в игре, и поскольку заранее не собирался, то множества скриншотов не будет. Вместо них добавлены подробные описания для желающих заморочиться.
Летопись с комментариями
В одном из видео по игре говорилось, что чем глубже погружаешься в тонкости игры, тем интереснее она становится. И действительно, если сначала игра может отпугнуть множеством характеристик и непонятных параметров, то поиграв хотя бы несколько часов уже сложно оторваться.
Начал я в любимой (по Victoria II) Сицилии, в 1066 это независимое герцогство Апулия. Первым делом начал реорганизацию управления: изучил каждого вассала и его владения, собрал новый совет, настроил законы. Самый важный закон наследования принимался, исходя из семейной ситуации. Герцог РобертI уже немолодой имел большую семью, несколько сыновей и множество братьев (и соответственно племянников). Чтобы усилить власть и заранее выявить противоречия наследником объявлялся старший сын правителя, все остальные пусть обижаются. Доля родственников герцога в правящих кругах была уменьшена до трети, а опорой государства стали приглашённые дворяне. Вторым делом стало увеличение доходов, в самом начале этот показатель способен испугать любого геймера и непонятно откуда брать деньги. Основой экономики (насколько это слово употребимо для феодализма) станут специальные постройки в личных владениях(!) правителя, история может сложится по-разному и самым надёжным будет инвестирование в столицу. Строительство это очень долгосрочная перспектива доходов, но не стоит отчаиваться заработать можно на войне, причём гораздо быстрее.
Дабы отвлечь вассалов после всех политических преобразований началась война с мусульманами за Палермо. Удачным моментом стало пленение вражеского военачальника (в зависимости от титула за врага можно получить неплохой выкуп). Также взятие каждого поселения в провинции пополнила казну. Результатом священной войны стали четыре новых титула, раздача которых очень важный момент. С помощью завоёванных владений можно укреплять ряды своих сторонников, удовлетворять чьи-либо стремления и возвышать нужных людей.
Чем быстрее осваиваешь систему отношений и характеристики персонажей, тем проще играть. В качествах людей необходимо хорошо ориентироваться, чтобы быстро определять степень полезности/опасности того или иного персонажа и сразу знать как с ним поступить. Система отношений - это вообще стержень игры. Каждый человек имеет мнение об окружающих, от этого мнения и зависит его судьба: его лояльность, его возможность принимать участие в заговорах, его и ваши(!) доходы. Практически все публичные действия правителя влияют на чьё-либо мнение. Собирая первое поколение своих сторонников, РобертI использовал придворные титулы и места в совете. Эти посты помогли создать первую плеяду придворных сицилийского герцога.
В Crusader Kings II работает справедливое правило: чтобы заработать деньги, надо вложить деньги. Оценив географическое положение всех провинций я определил центры развития, которые будут всегда в руках правителя и в них будет вестись основное строительство, создающее бюджет потомкам. Новой столицей стал Катанцаро, а герцогство Калабрия основным титулом. Владение Апулией позволит оказывать влияние на Фоджу и Бари, а вновь приобретённое Палермо позволяет контролировать Мессину. Территориальное устройство государство должно предполагать мятеж или вторжение в любой части страны и личные владения правителя становятся важными опорными пунктами.
Игра позволяет реализовать две модели общественного устройства. При первой практически все владения находятся в руках крупных вассалов, где они занимаются управлением, а сеньор полностью зависит от их мнения - если оно хорошее, то у него есть возможность собрать большое войско и приличный доход, но если вассальные отношения портятся(а этого не избежать), то в первую очередь властитель остаётся без денег, а в случае чего и без значительной военной силы. Поскольку всех довольными сделать очень трудно, существует вторая модель, при которой в руках правителя сосредоточены все доступные земли(некоторыми титулами практически невозможно завладеть). В этом случае прямой доход значительно больше, есть гарантированная возможность собрать войска, нет сильных претендентов на власть. Но правитель получает штрафы за превышение возможных владений и его подданные обижаются на него (правда даже обиженные они сильной угрозы не представляют, ведь у них ничего нет), и приходится выстраивать отношения со множеством мелких вассалов в каждой провинции, что делает управление очень хлопотным. Главным минусом является смена правителя, наследнику бывает очень трудно удержать такое множество владений, он не имеет авторитета предшественника и менее защищён от интриг. Самым удачным является переходный этап, когда у правителя только самые стратегически важные и доходные земли. Владение остальными делается основным предметом политического торга, позволяя реализовывать мощнейший принцип divide et impera (разделяй и властвуй). Сохраняя дружеские отношения немногими крупными вассалами можно рассчитывать на их поддержку. Локальное развитие в личных баронствах позволит иметь независимую армию(успокоиться можно когда размер ваших личных ополчений будет равен максимальной возможной численности войск со всех вассальных провинций) и неизменный доход. В любой момент можно будет усилить власть и перейти ко второму модели.
После войны за Сиракузы настали неспокойные времена. Два подряд крестьянских восстания дестабилизировали ситуацию. На этом фоне Роберту пришлось вести борьбу со строптивыми родственниками. В результате к наследству прибавилось графство Лечче, а вассал из Бари попал за решётку. Позже его выпустили за деньги, но он снова восстал и уже закончил свои дни в заточении. Кровавый передел лишь упрочил положение герцога, который сделал выводы и создал мощного союзника - своему наследнику он даровал титул богатого Палермо и пост маршала. В 70ых главным событием стала война за титул Салерно. Он был завоёван по претензиям супруги герцога, но в состав государства не вошёл.(Эта проблемы была подробна описана в другом разделе форума) Позже Роберт узурпировал титул, но завоевать не мог до самой смерти жены. Графство Салерно унаследовал один из сыновей, но не главный наследник, долгое время бывший в оппозиции к отцу. Не удивительно, что вскоре разразилась усобица (это также описано на форуме). Это повлекло за собой ещё один конфликт с графиней Таранто(входит в герцогство Салерно), много воображавшей о себе и своих претензиях. Результатом стала резня между родственниками. РобертI казнил одного из своих сыновей, а графиня была изгнана из страны. Будущее государства было укреплено, когда наследнику был пожалован титул герцога Салерно, это разрешило многие противоречия региона.
Нестабильная политическая ситуация это удачная возможность для правителя (как злободневно). Можно перекроить карту владений и заработать денег. Главное иметь достаточно уверенности в контроле за ситуацией, иначе можно и власть потерять. Стремительное развитие столицы во многом обязано выкупам, которые Роберт получал от побеждённых бунтовщиков и интриганов. Очень важен пост тайного советника, его мастерство - залог безопасности и возможность заработка. Тюрьма - важный рычаг управления. Можно улучшить отношения со всеми вассалами, выпустив кого-нибудь. Можно забрать титул или вообще изгнать неугодных. Можно зарабатывать на выкупах. И только казнь не самый удобный инструмент - слишком велики потери мнений.
Пост маршала наследник получил неслучайно, он имел навык равный 22 и немало поспособствовал развитию военных технологий. При отсутствии взрывоопасных регионов и срочной необходимости восполнить войска изучение науки это самое полезное, что может делать маршал. Управляющий вообще пожизненно прикован к экономическому развитию. А вот духовник и канцлер самые важные политические фигуры - обладая достойным навыком они помогут наладить отношения практически с любым вассалом, а также полезны их другие функции: религиозное обращение провинций и создание претензий. Второе очень затратное предприятие и требующее высокого уровня от канцлера. Нет ничего печальнее, чем получить возможность узурпировать чужой титул, но не иметь под рукой денег на это.
В 1086 году РоберI стал королём Сицилии и его ЧСВ подскочило до небес. Королевский титул открыл новые перспективы во внешней политике. Именно на конец 80ых приходится пик союзов. Обе империи, Венгрия, Хорватия, герцогство Тоскана дружили с королём Сицилии. С такой поддержкой можно было решить проблему Генуэзской экспансии. В конце 70ых республика завоевала Неаполь и Капую, де-юре входящих в новое королевство. К сожалению эти планы не удалось реализовать из-за начавшегося крестового похода на Иерусалим, в первом периоде которого была потеряна двухтысячная сицилийская армия. Очень многие внутри королевства с удивлением отмечали необычайное долголетие короля. Поэтому долгое время войска никуда не отправляли, сэкономив деньги и нервы.
РобертI прожил долгую и насыщенную жизнь, силой оружия построив новое королевство и прославив свою династию. Человек невероятной судьбы. Он пережил смерть многих родственников от эпидемии холеры в 1069. Сам воспитал детей, не все из которых ответили ему благодарностью. Создал новое итальянское дворянство и отстаивал его интересы в борьбе с нормандскими дворянами, хотя вторые ему были ближе. Возглавил армию в северной Африке, будучи союзником СВРИ в войне за Сардинию. Побывал даже на Кавказе, воюя за интересы Византийского императора в неудачном завоевании Картли. Там он одержал победу над превосходящим противником, ставшей единственным серьёзным успехом. В ходе междоусобных войн перераспределил владения. Отстроил величественную столицу с нуля. И наконец, стал королём, за что его прозвали Мудрым. Правитель стал лицом эпохи и это чувствовалось в игре. Поразительно! Умер РобертI в 1092, оставив сыну достойное наследство.
Создание королевства потребовало серьёзных денежных вложений. Именно благодаря непокорным вассалам удалось собрать необходимую сумму. Военная добыча позволила построить в столице здания, увеличившие местный гарнизон до размеров сильного отряда, ставшего королевской гвардией. Королевский титул открыл новые законы, первым из которых был принят закон инвеституры о свободном назначении. Связано это с появлением архиепископства - один из епископов накопил денег и создал титул. С новым законом король смог сам назначать наследников епископам и быть спокойным за лояльность будущих церковников, а следовательно и за немалых доходы.
Война на Кавказе была чистейшей авантюрой. Отряд в 600 человек, возглавляемый самим Робертом, был лёгкой добычей для сильных пашей. И тем не менее удалось разбить малочисленные отряды в искомой провинции и даже отбить нападение большего отряда. Но оставаться там было опасно. Провинция не граничит с морем и находится в горах, следовательно, быстро из неё не убежишь. А ведь из соседнего аула может выскочить двухтысячная толпа нохчей во главе с полевым командиром и перерезать высококультурных итальянцев как свиней. Византийский император проявил военную бездарность, обладая 10000ой армией, не смог одержать решительной победы, и оставшиеся 300 итальянцев вернулись домой.