В этой теме изложены базовые принципы игры и ответы на распространенные вопросы. Задавать вопросы нужно в другой теме. Сюда пишем только дополнения к ФАКу.
Вопрос:Как бороться с инфляцией? Ответ: Жить нужно на деньги, появляющиеся 1 января каждого года. Тогда инфляция не появляется, а если уж появилась, тогда имейте ввиду, что инфляцию снижают: 1. Нулевые отчисления в казну. Уперев влево ползунок чеканки монет, на легком уровне сложности получите отрицательный рост инфляции, на среднем уровне остановите ее рост до нуля. 2. Нанимайте советников "Монетный мастер". В некоторых переводах он называется по-другому, но это дядька на зеленом фоне со стопкой монет. Чем выше скилл у него, тем сильнее он сбивает инфляцию. 3. Воспринимайте национальную идею "Национальный банк". 4. Двигайте ползунки внутренней политики в централизацию. Чем более централизовано государство, тем больше инфляции сбрасывается при выполнении первого пункта. 5. Стройте Резиденции сборщика налогов, снижающие инфляцию. 6. Читерский способ: отредактируйте сейв. Это допустимо, если инфляция перевалила за второй десяток, так как сбрасывать ее придется лет 200.
Вопрос:Как уменьшить дурную славу (бедбой)? Ответ: Дурная слава уменьшается со временем от дипломатического навыка правителя. Чтобы ускорить этот процесс, нанимайте советников-дипломатов, воспринимайте национальную идею "Кабмин", отменяйте провинциальные решения "Политика переселения", выделяйте вассалов.
Вопрос:Как эффективно бороться с восстаниями? Ответ: С восстаниями лучше не бороться, а предупреждать их. Это значит стабильность нужно держать не ниже трёх, не превышать лимит дурной славы, держать максимальную легитимность, не допускать высокой военной усталости, избегать модификаторов, повышающих риск восстаний, обращать все провинции в государственную религию. Ну а если повстанцы всё же появились, то без армии не обойтись. Хотя иногда можно принять требования повстанцев. В окне религии есть список повстанцев с требованиями. Порой пойти на сделку даже выгодно.
Вопрос:Как делать скриншоты игры / глобальной карты? Ответ: F11 - скриншот текущего изображения на экране. F12 - снимок глобальной политической карты. Shift-F12 - снимок глобальной карты с изображением только вашей страны и ее ближайших союзников. Скриншоты попадают в папку "Screenshots" в корневой папке игры. При этом следует иметь ввиду, что все файлы имеют формат BMP и весят около 3 мегабайт каждый. Если у вас мало места на жестком диске, а снимков будете делать много, имеет смысл делать снимок клавишей "Print/Screenshot" (идет сразу после F12). В этом случае снимок попадает в буфер обмена и чтобы сохранить его, нужно открыть любой графический редактор (хоть Точечный рисунок) и вставив изображение из буфера обмена, сохранить его в любом удобном формате. Чтобы ускорить процесс, оставляйте редактор открытым после сохранения снимка. Тогда вам не придется открывать его снова.
Вопрос:Ползунок научных инвестиций серый и никуда не сдвигается. Как это исправить? Ответ: Вы случайно заблокировали ползунок, дважды щелкнув по нему левой кнопкой мыши. Чтобы расблокировать его, повторите двойной щелчок левой кнопкой или нажмите на него правой кнопкой мыши один раз.
Вопрос:За какую страну лучше играть начинающему? Ответ: Лучше за Англию или Кастилию. Мощная экономика и отсутствие сильных агрессивных соседей на первом этапе. Особенно хороша Англия, так как она изолирована на острове и имеет мощный флот, который защитит от любого вторжения. Сидишь себе на острове и никто тебе не страшен. За кастильцев тоже просто в начале, но потом появляется Франция и начинает кошмарить всех соседей включая Кастилию.
Вопрос:Как изменить сложность игры, не начиная новой партии? Ответ: Отредактировать сложность во время игры можно, подкорректировав сейв. Начните новую игру с нужными Вам настройками сложности, сохранитесь, найдите сейв и скопируйте вот этот блок текста (у Вас будут другие цифры, отличные от нулей) в буфер обмена, затем откройте сейв Вашей старой игры и замените этот самый блок текста, новым, из новой партии. (Не забудьте сделать копию своих сейвов)
Вопрос:Что означает настройка "Удачливые страны"? Ответ:Эта настройка влияет на следующие параметры: Шанс размещения торговцев +10% Шанс размещения колониста +10% Шанс размещения миссионера +10% Навык стрельбы командующего +1 Навык удара командующего +1 Стоимость военного теха -2% Стоимость торгового теха -2% Стоимость морского теха -2% Стоимость упр. теха -2% Стоимость производственного теха -2% Шанс на успех шпиона +5% Стоимость стабильности -50%
Также увеличивается шанс на благоприятные ивенты.
Полный список этих стран: 1. Кастилия -> Испания(до 1700 года) 2. Московия -> Россия 3. Османская империя (ошибочно называемая Турцией) 4. Англия -> Великобритания 5. Франция 6. Австрия 7. Пруссия(если имеет больше 7 провинций) 8. Нидерланды(если имеют больше 7 провинций) 9. Португалия(до 1700 года) 10. Швеция(до 1750 года)
Вопрос:Как вызвать консоль? Ответ: [ALT]+[2][1]
Вопрос:Как активировать моды? Ответ: В корневой папке игры есть папка "Мод". Бросаете туда распакованный мод, а потом в корневой папке игры запускаете экзешный файл "eu3_launcher.exe"/"eu3.exe" и выбирайте мод.
Вопрос:На что влияет сложность игры? Ответ: Сложность - это постоянные модификаторы, которые влияют на державу игрока и на страны под управлением компьютера. Рассмотрим их на примере кода игры:
global_manpower_modifier = 0.5 # +50% рекрутов infantry_cost = -0.5 # -50% стоимости всех типов войск, кораблей и строений, а также стоимости отправки купцов и колонистов. cavalry_cost = -0.5 artillery_cost = -0.5 bigship_cost = -0.5 lightship_cost = -0.5 galley_cost = -0.5 build_cost = -0.5 merchant_cost = -0.5 colonist_cost = -0.5
inflation_reduction = 0.5 # Ежегодное снижение инфляции на 0.5% global_revolt_risk = -3 # Риск восстаний во всех провах -3% badboy_limit = 25 # Лимит бесчестья +25 war_exhaustion = -0.2 # Усталость от войны -0.2 каждый месяц }
easy_player = { # Легкая сложность global_manpower_modifier = 0.25 # Увеличение числа рекрутов на четверть --- infantry_cost = -0.25 # -25% стоимости всех типов войск, кораблей и строений, а также стоимости отправки купцов и колонистов. cavalry_cost = -0.25 artillery_cost = -0.25 bigship_cost = -0.25 lightship_cost = -0.25 galley_cost = -0.25 build_cost = -0.25 merchant_cost = -0.25 colonist_cost = -0.25 inflation_reduction = 0.25 # Инфляция ежегодно -0,25 % global_revolt_risk = -1 # Общее снижение вероятности восстания на 1% badboy_limit = 10 # Лимит бэдбоя +10 war_exhaustion = -0.1 # Усталость от войны -0.1 каждый месяц }
hard_player = { # Высокая сложность land_morale = -0.1 # Боевой дух солдат и моряков снижен на 10% naval_morale = -0.1 badboy_limit = -5 # Лимит дурной славы снижен на 5 }
very_hard_player = { # очень высокая сложность land_morale = -0.25 # Боевой дух снижен на 25% naval_morale = -0.25 badboy_limit = -10 # Лимит дурной славы -10 }
# Теперь модификаторы для компьютерных держав
very_easy_ai = { land_morale = -0.25 # Обрезание морали солдат на 0.25 единиц naval_morale = -0.25 # То же самое, для моряков global_manpower_modifier = -0.1 # Количество рекрутов -10% }
easy_ai = { land_morale = -0.1 # -0.1 от морали войск АИ naval_morale = -0.1 # Не сложно догадаться. global_manpower_modifier = -0.05 # -5% Живой силы }
Вопрос:Какие страны можно сформировать решением? Ответ: Франция, Великобритания, Испания, Италия, Нидерланды, Пруссия, Германия, Священная Римская Империя (через имперские реформы), Византия, Россия, Великие Моголы, Манчжурия, Скандинавия, Ирландия, Англия, Румыния (после патча 4.1), Иерусалимское королевство (выделить из себя).
Вопрос:Что такое портовые сборы? Ответ: Если Вы обладаете торговым центром - каждый купец, торгующий в нем будет платить Вам 3 золотые в год. Чем больше купцов и торговых центров, тем больше валовые доходы.
Вопрос:В чем выгода для торговых республик в эксклюзивном праве на торговлю определенным товаром, которое предоставляется другим странам? Ответ: В увеличении оборота торгвого центра.
Вопрос:Почему купцы всё время "вылетают" из торговых центров? Ответ: Купцы разоряются из-за низкой конкурентоспособности. Когда вы засылаете купца, он может закрепится в торговом центре, а может и нет. Вероятность на успех в процентах указана в окошке торгового центра прямо под стоимостью отправки купца. Если купец сумел закрепиться, то он занимает пустующее место. Если все места заняты, он попробует выбить из торгового центра купца другой державы. Шанс на это можно узнать, наведя курсор на щиток державы-конкурента в окошке торгового центра. Не стоит забывать, что при меркантелизме больше шансов на успех в домашних торговых центрах, а при свободной торговле - в чужих. Ну и конечно, на успешность торговли влияет уровень торговой технологии, нацидеи и национальные решения, а также дурная слава.
Вопрос:Как справиться с Крестьянской войной? Ответ: Крестьянская война может случиться в любой феодальной монархии с настройками крепостничества от -3 до -5 и слабой централизацией (2 и более вправо). Особенно часто она бывает в странах Восточной Европы, у них как раз подходящие настройки внутренней политики. Снижать вероятность такой подставы можно, если принять идею "терпимости", поддерживать высокую стабильность и отношения с Папой хотя бы выше нуля (для католиков). Ну, и настройки по-тихоньку сдвигать, конечно. А если крестьянская война уже произошла, нужно воздержаться от других войн и держать армии в самых "буйных" провинциях. Крестьянская война может длиться от 3-6 до пары десятков лет, но можно ускорить ее прекращение, если у правителя высокие военные и административные умения (от 5 и выше), нанять продвинутых судей-советников, поддерживать положительную стабильность и по возможности удовлетворять выпадающие по событиям просьбы крестьян. Теоретически война может идти вечно, но обычно до тех пор, пока минимальный риск восстания в стране не опустится ниже единицы.
Вопрос:Имеется ли смысл становится империей? Падение стабильности -3, и +5 к престижу и +0.25 к боевому духу врядли ее компенсируют? Ответ: Главный бонус империи в крайне выгодном казус белли - "Священная война", который позволяет брать провинции держав других религиозных групп по единице дурной славы за штуку.
Вопрос:Как ускорить национализацию провинции, 50 лет ждать долго? Ответ: Найдите файл defines в папке common, а в нем следующие строки:
50 означает количество лет. Исправьте эту величину на желаемую.
Вопрос:Что будет, если сдвинуть ползунок внутренней политики за красную черту? Ответ: Риск восстания в каждой провинции увеличится на единицу за каждый пункт сдвига.
Вопрос:Сколько лет должно пройти, чтобы националисты захватившие провинцию, объявили о своей независимости (то есть создали независимое государство)? Ответ: 36 месяцев.
Вопрос:Чем патриоты отличатся от националистов? Ответ: В случай если провинция продержится под их контролем 3 года или страна распадётся, патриоты присоединятся к ближайшей стране со схожей культурой или культурной группой (если их спонсировали вы, то к вам), а националисты обьявят независимость страны, к культуре которой они принадлежат. Националисты не могут появиться, если их страна уже существует. Например: если державы Украина не существует, то в провинции с русинской культурой (или со щитками Украины) при определенных условиях могут появится украинские националисты. Если же держава Украина уже существует, то в провинциях с русинской культурой или украинским щитком, не входящих в состав Украины, могут появиться украинские патриоты (националисты не могут).
Вопрос:Что такое национальная провинция? Ответ: Национальная провинция - это провинция принадлежащая вам по праву. Таковой может быть как провинция в составе вашего государства, так и принадлежащая другой державе. Национальная провинция приносит своему владельцу гораздо больший доход, чем ненациональная, а также она имеет более низкий уровень недовольства (риска восстаний). Любая захваченная провинция через 50 лет становится национальной. Свои национальные провинции, которыми владеют другие государства, можно вернуть военным путем, не повысив при этом уровень своего бесчестья. Чтобы увидеть свои национальные провинции, нужно открыть дипломатичесекую карту. Внутри ваших границ провинции сплошного зеленого цвета - национальные, заштрихованные - не национальные; за пределами ваших границ заштрихованные провинции - ваши национальные. Если открыть окно провинции, то в нижнем правом углу у вашей национальной страны будет отображаться цветной герб Вашей страны. Если его нет или он черно-белый, провинция не является вашей национальной.
Вопрос:Каждый месяц поднимаются многочисленные восстания. В чем причина и что делать? Ответ: Риск восстаний может повышает множество факторов: глобальные (влияют на риск восстания во всех провинциях) - низкая стабильность, высокая военная усталость, низкая легитимность правителя, некоторые законы и решения, а также временные модификаторы такие как сверхрасширение, крестьянская или религиозная война и другие (увидеть их можно, открыв в меню внутренней политики первую вкладку и нажав на кнопку "Модификаторы"); провинциальные (влияют на риск восстания в конкретной провинции) - другая культура, другая религия, национализм (недавно завоеванные земли), работающий миссионер, последствия шпионской деятельности, некоторые провинциальные решения и случайные события такие, как ересь, недовольство из-за высокого бесчестья и др (увидеть их можно на верхней панели окна провинции). Чтобы снизить риск восстаний повышайте стабильность до максимума, снижайте военную усталость, повышайте легитимность, воспринимайте соответствующие национальные идеи, держите в самых проблемных провинциях войска, старайтесь избавится от модификаторов сверхрасширения и религиозной/крестьянской войны.
Вопрос:Из-за чего появляется модификатор "Неспособный правитель" и как от него избавиться? Ответ: Модификатор появляется только у государств с племенной формой управления (племенная деспотия, племенная федерация или племенная демократия), если количество провинций 10 или больше. Отрицательные показатели активируются, если уровень определённой способности правителя 6 или меньше:
Административные способности - снижение доходов от налогов; Дипломатические способности - повышение общего риска восстания; Военные способности - уменьшение лимита бесчестья.
Так как на способности правителя напрямую повлиять нельзя, то главными путями избавления от данного модификатора будут уменьшение количества своих провинций (создание вассалов, продажа провинций, передача провинций в качестве контрибуции) и переход в другую форму правления.
Вопрос:Как объединить Россию / Пруссию / Германию / Испанию / Британию / проч.? Что нужно сделать? Ответ: В закладке национальных решений посмотрите условия преобразования государства. Если все условия выполнены - нажмите на соответствующую кнопку.
Вопрос:Можно ли самостоятельно сменить религию в государстве мирным путём? Ответ: Либо с помощью специального решения в религиозной вкладке внутренней политики (только для западных христиан после начала реформации), либо дав "религиозным" повстанцам захватить столицу, и принять их требования. Нельзя менять религию, если она другой религиозной группы.
Вопрос:Почему в стране уже несколько веков правит один и тот же монарх? Что делать? Ответ: Вы выбрали исторический режим. Либо начните новую игру, либо отредактируйте сейв. Для этого начните новую партию с идентичными настроками, но без исторического режима. Сохраните ее. Откройте сейв и найдите блок такого вида:
Возможно цифры будут немного другие. Скопируйте блок и вставьте его в сейв своей игры вместо старого блока. Не забудьте сделать предварительно копию сейва.
Вопрос:Изучена технология, позволяющая новую форму правления, но в списке доступных для выбора ее нет. Почему? Ответ: Формы правления могут кардинально отличаться и чтобы перейти из одной в другую иногда нужно сменить несколько промежуточных. Более детально со схемой конверсий форм правления можно ознакомиться здесь.
Вопрос:Какие факторы влияют на переход провинции в национальную культуру (ассимиляция)? Ответ: Основные параметры: провинция должна быть национальной, иметь религию Вашей страны и граничить с провинцией гос. культуры, гос.религии, и которой владеете вы, или же быть столицей. Шанс на ассимиляцию увеличивается если провинция находится под влиянием национального центра, при положительной стабильности, если провинция одной культурной с вами группы, если эта провинция - ваша столица. Также этому способствуют идеи "Обязательное посещение церкви" и "Divine supremacy", а также настройки внутренней политики крепостничество-личная свобода меньшее -1. Шанс на ассимиляцию уменьшается при отрицательной стабильности, настройке крепостничество-личная свобода большем +1, идеях Гумманистическая веротерпимость, Экуменизм и Свобода, равенство, братство, а также в крупных городах, не являющихся столицей.
Вопрос:Как стать императором СРИ? Ответ: Надо добиться на момент смерти нынешнего императора преобладающего числа голосов курфюрстов. Какой курфюрст за кого будет голосовать и почему можно узнать на панели СРИ, наведя на герб интересующей вас страны. Стать императором может только правитель христианской страны (причём не важно католическая, лютеранская, кальвинистская или православная). Следует учесть, что императором может быть только монарх (правитель республики не может стать императором) и только мужского пола.
Вопрос:Как войти в / выйти из состава СРИ? Ответ: Членом Империи считается любая христианская страна, чья столица входит в состав СРИ. Если ваша столица не входит в СРИ, нужно ее туда ввести провинциальным решением "Войти в состав СРИ". Но для этого нужно, чтобы хоть одна из соседних провинций уже была в ее составе. Поэтому может понадобиться целая серия вхождений отдельных провинций в СРИ. Следует учесть что вхождение в СРИ не происходит автоматически. Согласие на вхождение каждой провинции дает Император СРИ. Для того, чтобы император включил вашу провинцию в территорию СРИ, надо иметь с ним хорошие отношения и низкое бесчестье. Вывод провинции из состава Империи не требует согласия императора, если страна исключает свою столицу из состава СРИ, то она автоматически покидает её состав. Это решение тоже является провинциальным. Изменить разом статус всех своих провинций нельзя.
Вопрос:Почему не получается присоединить вассала? Ответ: Чтобы присоединить вассала необходимо выполнить некоторые минимальные требования: пребывать в состоянии мира (и вам и ему), иметь уровень отношений 190 и выше, вассальному договору должно быть не менее 10 лет, должно пройти не менее 10 лет после предыдущего присоединения вассала. Вассалы другой религиозной группы мирным путём не присоединяются. Если эти условия выполнены, появляется теоретическая возможность присоединения. Она в любом случае будет небольшой, но шанс на присоединение возрастает по мере улучшения доверия между странами, снижения дурной славы у сюзерена, повышения дипломатического навыка правителя сюзерена.
Вопрос:В мирном договоре есть пункт о смене религии, но он не всегда активен. Почему? Ответ: Требовать смены религии можно только у государства своей религиозной группы.
Вопрос:Как "обновлять" солдат? Уже открыта новая военная технология, позволяющая новые более продвинутые типы войск, но армия по-прежнему состоит из устаревших юнитов. Как их модернизировать? Ответ: Нужно зайти в меню внутренней политики и выбрать 4 вкладку. Там будут обозначены текущие типы войск трех категорий - пехоты, кавалерии и артилерии. Кликнув на название типа войск, откроется полный список всех доступных типов, из которых можно выбрать желаемый. При этом все существующие армии обновятся. Но стоит быть осторожным, так как при смене типа войск, мораль солдат упадет до нуля и восстановится только через несколько месяцев. Не стоит делать подобную модернизацию во время войны.
Вопрос:Как посадить армию на корабли? Ответ: Выведите флот из порта в прибрежную зону, затем выделите армию и кликните на флоте правой кнопкой мыши. Количество транспортных кораблей во флоте должно быть равно количеству полков в армии.
Вопрос:Почему стремительно падает / не растет количество рекрутов? Ответ: Каждая провинция имеет возможность кормить и содержать ограниченную численность находящейся на её территории армии. Открыв окно провинции, вы можете увидеть показатель "Снабжение", выраженный в целых числах. Одной единице в показателе снабжения соответствует способность провинции прокормить и содержать 1000 человек армии, находящихся на территории провинции. Величина предела снабжения зависит от значения базового снабжения провинции, её производства, типа местности, времени года и уровня гарнизонов (крепостей), если таковые имеются. Армии других стран, расположенные на территории провинции, не могут полностью перейти на содержание провинции, получая большой штраф. Армии союзников имеют 20% штрафа к снабжению на вашей терриоории. Если же провинцию занимает вражеская армия, то провинцией обеспечивается лишь минимальный уровень продовольствия. Таким образом, если у вас проблемы с рекрутами, скорей всего одна из ваших армий стоит в провинции, которая не способна ее прокормить, отчего в армии постоянно умирают солдаты и рекрутский запас истощается на их замену.
Вопрос:Каково должно быть соотношение пехоты/кавалерии в армии? Ответ: Это каждый решает на свое усмотрение. Тем не менее у каждой технологической группы есть свой порог числа всадников в армии, превысив который армия получает штрафы. У западной техгруппы в одной армии кавалерийских полков должно быть меньше 50%, у восточной - меньше 60%, у мусульманской - меньше 80%, у остальных - по 50%.