Мини-Чат
Правила мини-чата
Соцопрос
Кто ты посетитель нашего сайта?
1. Я мега игрок в МП игры Paradox.
2. Я вобще молча читаю.
3. Я захожу по старой памяти иногда, ничего не пишу.
4. Я пишу в темах игр Paradox, обо всем по немногу
5. Я просто мимо шел, отношения к сайту не имею.
6. Я супер писатель ААРов.
Всего ответов: 186
Minecraft HoI2games
Раздел MineCraft HoI2games
[Начать играть]
обновлено 20.05.15
Карта сервера
Адрес сервера:
srv24.minecraft-hosting.ru:25774
Рейтинг ААР-щиков
Радио HoI2games
Радио онлайн
Файлы
[15.10.2014][Аддоны]
DLC «Charlemagne» («Карл Великий»)
Всего комментариев:(0)
Добавил: Роммель
[10.04.2013][Моды]
Techno_mod v0.2
Всего комментариев:(6)
Добавил: Strateg_wowa
[05.04.2013][Моды]
Tehno_mod v0.1 альфа
Всего комментариев:(2)
Добавил: Strateg_wowa
[17.11.2012][Моды]
A Game of Thrones (Игра престолов)
Всего комментариев:(0)
Добавил: Sainttony
[05.11.2012][Игра]
Крестоносцы 2 v1.07b + полный пак dlc + русификатор
Всего комментариев:(3)
Добавил: Sainttony
[05.11.2012][Русификаторы]
Перевод CK II v1.07b
Всего комментариев:(0)
Добавил: Sainttony
[01.11.2012][Патчи]
Патч 2.31 ( Англоязычная версия )
Всего комментариев:(0)
Добавил: Slavker
[ Личные сообщения () · Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Форум » История » Межвоенный период (1918-1939) » Советско-германское военно-техническое сотрудничес (1922-1933 гг.)
Советско-германское военно-техническое сотрудничес
KiborgДата: Воскресенье, 17.04.2011, 15:25 | Сообщение # 1
Сообщений: 3454
Российская Федерация
Дата регистрации: 15.05.2009
Статус: Offline
Награды: 3
Хранитель Форума
После того как на конференции в Генуе советской делегации так и не удалось договориться с Антантой о нормализации экономических и политических отношений, Москва пошла на сепаратное соглашение с немцами, подписав 16 апреля в Рапалло советско-германский договор.

Причин, побуждавших Германию стремиться к сотрудничеству с Советской Россией, было более чем достаточно. «Исторические этапы», через которые обеим странам пришлось пройти, были во многом схожи - неблагоприятные условия выхода из войны, которые привели к революции и распаду монархического государства имперского типа. Неравноправный Версальский мирный договор точно так же изолировал Германию от европейской политики, как это было сделано и с Россией. Немаловажную роль сыграла и агрессивность Польши по отношению к обеим странам: начавшийся в 1920 году германо-польский территориальный конфликт из-за Верхней Силезии и округа Оппельн грозил перерасти в вооруженное столкновение. В том же году началась и советско-польская война, завершившаяся Рижским миром и отторжением от будущего Советского Союза территорий Западной Украины и Западной Белоруссии. В результате, вплоть до начала Второй мировой войны, в штабах обеих стран Польша рассматривалась в качестве основного вероятного противника и именно «польский фактор» стал необходимым катализатором для сближения.

Отвечая на вопрос, почему Советский Союз пошел на сотрудничество с Германией, один из инициаторов сотрудничества - Уборевич - в 1925 г. писал:
"Немцы являются для нас единственной пока отдушиной, через которую мы можем изучать достижения в военном деле за границей, притом из армии, в целом ряде вопросов имеющей весьма интересные достижения... Сейчас центр тяжести нам необходимо перенести на использование технических достижений немцев... научиться строить и применять новейшие средства борьбы: танки, улучшения в авиации, противотанковые мины, средства связи и т. д... Немецкие специалисты, в том числе и военного дела, стоят неизмеримо выше нас..."

Впрочем, в положении обеих стран имелись и весьма серьезные различия, которые также способствовали сближению со вчерашним противником. Германия проиграла мировую войну, не имея ни одного иностранного солдата на своей территории, сохранив, таким образом, свой военно-промышленный и конструкторский потенциал. Однако «военные статьи» Версальского договора, запрещавшие создание и принятие на вооружение танков, боевых самолетов, подводных лодок и химического оружия, накладывали жесткие ограничения на дальнейшее развитие германского военно-промышленного комплекса. Для многих промышленных концернов и конструкторских бюро, не имевших ресурсов, необходимых для перехода на сугубо мирную продукцию это означало путь к разорению и деградации. Частичная переориентация на внешние заказы позволяла промышленникам и рейхсверу сохранить основные мощности и базовый костяк технических кадров в условиях версальских ограничений и следовавших один за другим экономических кризисов.

Советско-германский договор в Рапалло, подписанный представителями Германии и РСФСР 10 апреля 1922 года, разрушил режим внешнеполитической изоляции Советского государства и Веймарской республики, подорвал основы «версальской системы». Важнейшим результатом этого договора стало в первую очередь начало всеобщего международного признания СССР и установившегося в результате революции нового социально-политического строя. Весь последующий период советско-германских отношений, длившийся вплоть до 1933 года и прихода к власти в Германии НСДАП и ее лидера Адольфа Гитлера, получил в советской политической и исторической науке название «рапалльской политики». Другой термин - «дух Рапалло» также устойчиво вошел в оборот, став одним из символов новой советской внешнеполитической доктрины, утверждавшей возможность мирного сосуществования государств с различным социальным и политическим строем.

В результате подписания Рапалльских соглашений были установлены дипломатические отношения между Германией и СССР и сняты взаимные претензии между нашими странами по итогам ПМВ. Договор не содержал никаких тайных договоренностей о военном союзе, однако его 5-я статья предоставляла возможность заключать дополнительные соглашения военно-промышленного характера.

Соответствующий протокол о намерениях был подписан в Берлине 29 июля 1922 года генерал-майором генерального штаба рейхсвера Хассе и членом РВС Республики Розенгольцом. Поскольку военно-техническое сотрудничество между Москвой и Берлином противоречило условиям Версальского договора, то соответствующие договора были секретными.

Однако Москва никогда не признавала Версальского договора и поэтому не имела никаких обязательств по его соблюдению.

РАПАЛЛЬСКИЙ ДОГОВОР(Сокращенный вариант)



По окончании Гражданской войны на всю Красную Армию осталось лишь две-три сотни устаревших самолетов, находившихся, к тому же, в очень плохом техническом состоянии, около 60 допотопных танков и 100 бронеавтомобилей. Даже на 1 января 1930 года в РККА было всего 120 танков и 129 бронемашин.

В этой ситуации Советская Россия стала искать пути восполнения парка самолетов и восстановления разрушенных во время войны авиационных заводов. Совнарком на эти цели выделил 35 миллионов золотых рублей. Однако в то время страны Антанты отказывались продавать СССР военную технику и соответствующие технологии, поэтому Советы были вынуждены прибегнуть к помощи Германии.

В этой связи в рамках советско-германского секретного сотрудничества 26 ноября 1922 года в Москве был подписан концессионный договор о строительстве по проекту Гуго Юнкерса завода в Филях для производства там металлических самолетов и моторов по немецким технологиям. Вскоре туда прибыли 400 немецких инженеров и техников.

Таким образом, в Филях советские инженеры под руководством немецких специалистов осваивали новейшие технологии самолетостроения и имели возможность познакомиться с идеями ведущих немецких конструкторов, а наши рабочие получали навыки постройки и сборки самолетов. Кстати, построенный немцами завод в Филях действует и поныне. Сегодня - завод им. Хруничева, на котором производится ракетное оружие.

Летная школа в Липецке


Официальное соглашение о создании авиационной школы в Липецке было подписано в Москве 15 апреля 1925 года. В этом же году на средства «Рурского фонда» для школы в Липецке были закуплены и доставлены в СССР 50 истребителей «Фоккер Д-ХШ». Позднее немцы предоставили школе еще несколько самолетов фирмы «Хайнкель» - «XD-17» и «XD-33», двухместный истребитель «Альбатрос» и средний бомбовоз фирмы «Юнкерс». К концу 1928 года в составе школы находились 62 самолета, 213 пулеметов, 19 автомобилей, 2 радиостанции...

Первичное обучение немецкие летчики проходили в Германии в многочисленных школах гражданской авиации и спортивных союзах. Так например, к 1933 году только немецкое общество «Спортфлюг» подготовило 3200 летчиков и 17 тысяч планеристов. Здесь же они осваивали азы военного искусства. Наиболее способные из курсантов направлялись на своеобразные курсы повышения квалификации, в липецкий авиацентр.

Одновременно с 1926 года в Липецке под руководством немецких инструкторов проходили стажировку и советские летчики, а также проводились совместные тактические учения с другими родами войск РККА.

С середины 1927 года липецкий авиацентр приобрел важное значение как испытательный полигон. Под руководством офицеров управления вооружений рейхсвера и с привлечением технических специалистов соответствующих германских фирм-производителей в Липецке стали проводиться интенсивные испытания новых боевых самолетов, авиационного оборудования и вооружения.

Во всех летных и технических испытаниях немецких самолетов, их вооружения и аппаратуры участвовали и советские летчики, а также ведущие специалисты ЦАГИ, что позволило им быть в курсе новейших технических и технологических разработок немецкого военного самолетостроения.

На основе анализа учебных воздушных боев, проведенных под Липецком, немцы подготовили и передали советской стороне целый ряд наставлений и инструкций по ведению боевых действий в воздухе, включая «Наставления об истребительной авиации» и «Наставление о бомбардировочной авиации». В дальнейшем на основе этих наставлений и инструкций обучалось целое поколение советских летчиков. Всего же в липецкой школе прошли стажировку более 100 советских летчиков.

Что касается немцев, то всего за период с 1925 по 1933 годы в Липецке прошли подготовку около 120 немецких боевых летчиков и 100 летчиков-наблюдателей. Некоторые из них стали настоящими асами и прославились в годы Второй мировой войны, действуя, в том числе, и на германо-советском фронте. Генералами «люфтваффе» стали не менее 7 летчиков, прошедших обучение в липецкой школе.

Танковая школа «Кама»


Изначально предполагалось, что советско-германская танковая школа начнет работать с июля 1927 года, но ее строительство затянулось, и к практической работе школа приступила только в 1929 году. Официально в СССР школа числилась как технические курсы ОСОАВИАХИМа (ТЕКО).

Начальной материальной базой «Камы» служили шесть танков, поставленные в мае 1929 года «Круппом». На следующий год в школу из Германии прибыли еще четыре легких танка: два танка фирмы «Даймлер-Бенц» и два английских танка фирмы «Карден-Ллойд». Здесь необходимо заметить, что, несмотря на версальские запреты, начиная с 1925 года германскими фирмами «Крупп», «Райнметалл» «Даймлер» велись работы по разработке новых танковых конструкций, а основные немецкие танкостроительные производства после Первой мировой войны были перебазированы в Голландию, где и производили успешно танки. В частности, первые экспериментальные экземпляры прототипа основного немецкого танка начала Второй мировой войны Т-II были созданы еще в 1929 году.

В 1929 году танковая школа приступила к практическому обучению. В первую группу входило 10 немецких и 10 советских курсантов. Учебная программа «Камы» включала теоретический курс, прикладную часть и технические занятия. В рамках теоретического курса слушатели изучали типы танков и их общее устройство, конструкцию моторов, виды оружия и боеприпасов, тактику боевых действий танковых войск и вопросы взаимодействия, особенности материально-технического обеспечения на поле боя.

В этот период советское танкостроение находилось лишь в начальной стадии развития. Производство первого серийного советского танка Т-18 началось только в 1929 году. РККА была крайне заинтересована в получении наиболее полной информации о конструктивных особенностях и новейших технологиях немецкого танко?строения.

В этой связи во время встречи военных делегаций РККА и рейхсвера, состояв?шейся в Москве 5 сентября 1929 года, Ворошилов предложил создать при «Каме» научно-исследовательского отдел. Однако начальник генштаба рейхсвера генерал Хаммерштайн это предложение в полном объеме не принял, заявив: «Мы в Казани не хотим организовывать конструкторское бюро. Там имеются инженеры тех заводов, которые нам танки доставляют и которые ищут ошибки в их конструкции. Последние, в свою очередь, устраняются конструкторскими бюро соответствующих заводов в Германии».

При этом немецкий генерал предложил несколько иной вариант решения волновавшей Ворошилова проблемы, который впоследствии и был реализован на практике:«Было бы хорошо, если несколько русских инженеров работали бы с нами. Нам это было бы приятно, так как русские специалисты могли бы помогать и сами знакомиться с нашей работой. Кроме того, мы могли бы тогда обменяться теми чертежами и описаниями танков, которые имеются в нашем распоряжении и ознакомиться с русскими танками».

Изучение чертежей, ознакомление с материальной частью немецких боевых машин, рядом технологический процессов их изготовления и результатами испытаний позволили нашим инженерам широко использовать передовой немецкий опыт. В результате в советских танках Т-26, Т-28, Т-35 и БТ был применен целый ряд заимствованных у немцев технических и технологических решений и элементов немецких конструкций.

В 1932 году на 6-месячные курсы в Германию было направлено 17 ведущих инженеров и 15 строевых офицеров РККА. При этом основной упор в командировке делался на изучение конструкций новейших танков, техники управления ими в бою и техники стрельбы.

Вот как в марте 1932 года в своем отчете оценивал результаты советско-германского сотрудничества в казанской танковой школе заместитель начальника Управления механизации и моторизации РККА Грязнов:
«Основная целеустановка Управления механизации и моторизации РККА в вопросе использования ТЕКО сводилась к тому, чтобы ознакомить командиров РККА с особенностями конструкции немецких боевых машин, изучить методику испытания материальной части, изучить методику стрелковой подготовки танкиста и приборы управления машинами и огнем в бою, изучить вопросы боевого применения танковых частей и попутно овладеть в совершенстве техникой вождения боевых машин...
В целом работа ТЕКО до сих пор еще представляет большой интерес для РККА как с точки зрения чисто технической, так и с тактической. Новые принципы конструкции машин и в особенности отдельных агрегатов, вооружение и стрелковые приборы, идеально разрешенная проблема наблюдения с танка, практически разрешенная проблема управления в танке и танковых подразделениях представляют еще собой область, которую необходимо изучать и переносить на нашу базу».


После прихода Гитлера к власти всего в течение двух лет Германии удалось создать три танковые дивизии, вооруженные новейшими для того времени танками T-I и Т-II. Однако смешно было бы говорить, что в этом танковом прорыве заметную роль сыграли всего 30 немецких офицеров, прошедших обучение в СССР.

Основную подготовку кадров для будущих танковых и моторизованных войск в Веймарской республике вел германский автомобильный корпус, который охватывал до 400 тысяч автомобилистов и имел мощную техническую учебную базу: 26 автомотошкол, 23 отдельные мотогруппы. В его распоряжении было около 150 тысяч автомашин и мотоциклов. Деятельность этой организации и способствовала быстрому развертыванию фашистских танковых войск, превращению их в главную ударную силу сухопутной армии.

Школа химической войны «Томка»


Состояние военно-химических подразделений РККА, а также соответствующей промышленности в начале 20-х годов было близко к нулю. Доставшиеся СССР еще с царских времен заводы по выпуску боевых химических средств безнадежно устарели, а сохранившиеся после Первой мировой войны примерно 400 тысяч химснарядов имели негодную для использования в боевых условиях рецептуру.

В этих условиях 21 августа 1926 года Москва на весьма выгодных для себя условиях заключает с Берлином договор о совместных аэрохимических испытаниях. Условиями этого договора предусматривалось, что все протоколы испытаний, чертежи, фотоснимки будут выполняться в двойном количестве и распределяться между сторонами. Все опыты должны были производиться только в присутствии советского руководителя или его заместителя. Советская сторона предоставляла в использование свои полигоны и принимала обязательства по обеспечению необходимых условий работы. Немцы брали на себя обучение советских специалистов по всем отраслям опытной работы школы.

В сентябре-октябре 1926 года в «Томку» из Германии было завезено необходимое лабораторное оборудование, химические препараты и реактивы, четыре самолета, пять полевых пушек, автотехника. Кроме того, приехала группа немецких специалистов «Гела», в которую входили военные химики и летчики.

Немецкими и советскими специалистами «Томки» совместно отрабатывались различные способы химической атаки, испытывались созданные немецкими конструкторами новые прицельные приспособления, проверялась надежность средств химической защиты. На подопытных животных изучалось поражающее действие ОВ; определялись наиболее эффективные способы дегазации местности, в том числе и с помощью крупповской разбрызгивающей колесной машины. В ходе совместных работ был освоен ранее неизвестный способ распыления отравляющих веществ при помощи самолетов.

В результате советско-германского сотрудничества значительно пополнились и арсеналы советского химического оружия. Так, на май 1931 года на складах в наличии имелось 420 тысяч новых боеприпасов, снаряженных ипритом, фосгеном и дифосгеном, а 400 тысяч старых химснарядов были подготовлены для их перезарядки.

Были успешно испытаны дистанционные химические снаряды и новые взрыватели к ним. На вооружении авиации были поставлены 8- и 32-килограммовые бомбы, снаряженные ипритом для заражения местности и 8-килограммовые осколочно-химические бомбы, снаряженные хлорацетофеном для поражения и изматывания живой силы противника.

В 1930-31 годах в РККА был проведен ряд крупных химических испытаний, на которых изучались и совершенствовались средства химической войны: ипритные и осколочно-химические снаряды, стойкие ОВ с использованием ВАПов, ядовитые дымы, а в «Томке» прошли испытания новой боевой газовой смеси «пфификус».

В ходе командировок советские химики имели возможность подробно ознакомиться с работой нескольких немецких химических полигонов и лабораторий Германии.

Свое существование «Томка» прекратила летом 1933 г., тем самым завершив целую главу советско-германских военно-технических контактов. Это сотрудничество в области военной химии следует оценить как плодотворное и взаимовыгодное. Его основным итогом для СССР было то, что менее чем за 10 лет Красная Армия сумела создать собственные химвойска, организовать научные исследования и испытания, наладить производство средств химического нападения и защиты и, таким образом, встать в области военной химии вровень с армиями ведущих мировых держав. В СССР появилась целая плеяда талантливых военных химиков-специалистов по химзащите.

Итоги

«...мы никогда не забываем, что рейхсвер с нами «дружит» (в душе ненавидя нас) лишь в силу создавшихся условий, в силу необходимости иметь «отдушину» на Востоке, иметь хоть какой-нибудь козырь, чем пугать Европу...» - К.Е. Ворошилов

И Москва, и Берлин предельно цинично рассматривали свои взаимоотношения в качестве средства для достижения собственных целей и отлично представляли себе побудительные мотивы другой стороны. Поэтому их отношения с течением времени постоянно эволюционировали в сторону от почти союзнических к сбалансированию взаимных интересов, поиску иных политических союзников, диверсификации своих политических, военно-промышленных и экономических связей. Это были вынужденные и в то же время логичные политические шаги — и Германия, и Россия возвращались в мировую политику.

В дальнейшем советские лидеры все больше стали рассматривать рапалльскую политику, как основу для создания мощного военно-промышленного комплекса страны. А Германия, шантажируя Францию и Англию союзом с Советами, стала оказывать давление на Запад, постепенно добиваясь отмены ограничений Версальского договора и восстанавливая статуса великой державы.


Все темы — избиты,
Все фразы — затасканы,
Таланты — зарыты,
Все люди — под масками.
 
Форум » История » Межвоенный период (1918-1939) » Советско-германское военно-техническое сотрудничес (1922-1933 гг.)
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:
Сегодня нас посетили