В игре очень много новичков не играющих ранее в постоянно меняющийся ДАМП,ну и для популяризации мода, поэтому я решил написать краткий обзор игровых стран. Данные обзор соответствует патчу №18.
Начну пожалуй с Англии.
Плюсы
- самый большой флот из линкоров. Благодаря самому большому флоту, Англия может «гнобить» на старте своих потенциальных соперников по колонизации – Кастилию и Швецию. Именно флот позволяет успешно воевать от обороны. Высадка на остров для противников становиться невозможна и после 8 военного теха, успешного блокировать порты. Ну и последнее, как не крути Англия страна – колонизатор, количество пошлин напрямую зависит от количества линкоров.
- географическое расположение. Островное расположение позволяет, как и говорилось ранее сидеть в глухой обороне. При отсутствии больших территорий на континенте, врагу проценты для «прогиба» никак не набрать.
- легкая сборка основных территорий. На Шотландию имеется несколько заданий на выбор, хоть вассалитет, хоть на захват территорий, да и сами скоты не доставляют масштабных проблем. На Ирландию также присутствует задание, после объединения Ирландии можно активировать решение на «колонизацию Ирландии», по результатам которого принимается нац. идея «Парламент», благодаря которой сброс бэдбоя идет быстрыми темпами.
-порт Кале. Да-да, Кале это волшебная провинция для Англии, дающая при активации провинциального решения огромного дохода как пол-Англии. Именно благодаря Кале у Англии нету в начале проблем с деньгами.
-модификаторы при создании Великобритании. Их много и они сильные. Все что требуется это территория Великобритании (Оркнейские острова включены). Модификаторы дают плюхи и в флот и в армию, плюс в Лондоне можно создать халявный ТЦ.
Минусы.
- маленькое население, как следствие маленькая подушная подать. Англия одна из некоторых стран, в которой мало населения и жирных провинций особо не будет. Маленькая подушная подать не позволяет шиковать в колониях. К примеру у злейшего врага при полной сборке территории подушка будет в 3-4 раза больше.
- зависимость от флота. Подушная подать маленькая, флот будет съедать все больше и больше денег, а ведь еще и армию нужно будет содержать. А флот то распускать нельзя никак.
- сложно закрепиться на континенте. Вся проблема Англии, что она должна разделять свои силы на флот, колонизацию и на сухопутную армию. В результате все равно Англию вынесут с континента, та же Франция через 50-100 лет может отстроить флот и оставить Англию без Голландии.
- дорогие технологии. По сравнению с похожей Швецией технологии ощутимо стоят дороже. Я не знаю с чем это связано, но факт остается фактом.
Следующая страна – Франция.
Плюсы
- легкий сбор своих территорий. У Франции одна из самых быстрых и легких сборок в моде. Кучка однопровинчатых вассалом уже держит страну на плаву и не дает ей пострадать от аи. Уже буквально через 30 лет Франция забирает Бельгию, Эльзас и Лигурию, вписываясь при этом в лимит бб. Маленькая подсказка насчет Бургундии, очень многие любят ее униатить, но часто годы ожидания удачного момента растягиваются на лет 70-80, чтобы этого не произошло, во время войны с Бургундией выделяем из нее Фландрию (самую жирную часть) и ее уже без проблем можно сразу принудить к заключению унии.
- задания на присоединения вассалов. Эти задания очень важны для Франции, благодаря им ползунком в сторону централизации двигает очень быстро, да и еще дается щиток за присоединения вассала. Маленькая подсказка врагам Франции, эта серия заданий всегда начинаются с присоединения Орлеана и если вовремя подсуетиться, то можно замирить Францию на снятие вассалитета Орлеана.
- отсутствие серьезных врагов. Про отношения с Англией я распишу немного ниже, возьмем пока остальные страны. Южный сосед Кастилия, всегда уходит в колонии, ему попросту не зачем воевать с Францией. У Австрии достаточно долгая сборка территорий, и пока она соберется и начнет представлять реальную угрозу для Франции, может быть запилена раза 2-3. У Бранденбурга ситуация та же самая что и у Австрии, даже сборка более длительна. Так вот до 1550-1600г Франция может без проблем воевать сразу против и Австрии и Бранденбурга. При этом никто не мешает и в самом начале «гнобить» эти страны по отдельности.
-богатые территории. Если в начале может показать что у Франции денег нет, то ситуация кардинально меняется через 15-20 лет. С начала захвата территорий подушная подать растет чуть ли не в геометрической прогрессии. При этом Франция может себе позволить из-за вассалов содержать армию ниже среднего уровня, а это сэкономленные звонкие дукаты. Как показывает практика, подушная подать у Франции самая большая.
- выбор тактики развития. Наконец последний плюс Франции, это возможность развиваться, как хочешь после сборки страны. Почти все страны либо морские, либо сухопутные. Но это не относиться к Франции. Ей никто не может помешать отстроить флот как у Англии и поплыть колонизировать Америку, а с такими деньжищами это будет сделано намного быстрее Скандинавии и Великобритании вместе взятых. Можно наоборот полностью окунуться в дела Европы и повторить завоевания Наполеона.
Минусы.
- соперничество с Англией. Наконец добрались до малочисленных минусов Франции. В самом начале есть равный противник Англия. Это такая заноза, сидящая настолько глубоко, что если Англия сама не захочет жить мирно, то Франция ситуацию не исправит. Если брать первые войны, то шансы равны, при грамотной игре Англия не сможет высадиться на континенте, а Франция не сможет попасть на остров. После открытия блокад, преимущество склоняется в сторону Англии, к этому времени Франция уже может сама настроить галер или подипломатить с другими морскими странами. Потом уже у Англии не остается шансов. Весь спор обычно рождается на двух моментах – Антверпен и Кале. Первая позволить активизировать модификатор Бельгия, вторая провинция снимет с нас торчащий из одного малус с приростом бб +0,3.
- «Французские границы» Все игроки на Франции стремятся их собрать, и все противники не позволят это сделать. Сбор границ это главная цель игрока на Франции, плюшки за этот модификатор настолько жирные, что потом Францию упиливать нужно будет только всей Европой. Враги про этот модификатор знают и отдадут нужные территории только после войн. Главным противовесом для Франции будет Австрия, с ее Ломбардией.
Больше минусов для Франции я не придумал, поэтому перейдем к следующей стране Австрия (Хаб).
Плюсы.
- очень много модификаторов. Их действительно много – Итальянские, Южногерманские, Балканские и т.п. Их изобилие позволяет активно дипломатить с соседями, в накладе Хаб никак не остаётся. Плюхи за них разнообразны от уменьшения спада культурных традиций до спада бэдбоя, определите, что для вас главное и идите в том направлении.
- Италия. Еще более богата на население чем Французские Нидерланды, именно Северная Италия помогает встать на ноги хрупкой Австрии в начале. Ну и конечно же там за каждые три провинции дает модификатор, которые правда ослабили (раньше там была чито-дисциплина), но дела не меняет, плюхи и в Африке плюхи.
- дешевые технологии. Австрия входит в СРИ следовательно у нее очень дешевые технологии, ну прям очень дешевые. С не самым большим в начале доходом, Хаб все равно в лидерах по изучению их.
- сильная сухопутная страна. Да-да из Австрии, если постараться можно построить сухопутного монстра по круче Франции. Благодаря модификаторам число рекрутов большое, дисциплина, престиж всегда высок (лишний БД), ву дополнительно спадает. Если Хаб собралась, т.е. забрала все у Польши и Бранденбурга, то Наполеоновский поход остановиться еще на Австрии.
Минусы.
- очень плохие задания. Выбор заданий крайне скуден и бесполезен. Если у соседей они дают повод к нападению, то Хаб может завязнуть. Самое невезение будет если в начале не получит задание на захват севреной Италии. А потом будет чередование «стать императором» - «подчинить Бургундию», а в большинстве ситуаций это не возможно.
- много врагов. С игроками понятно, из Франции, Бранденбурга, Польши, Турции точно кто-то будет во врагах, возможно, все сразу. И очень часто бывает что Хаб переоценивает свои силы и пытается скушать кусок который не в состоянии переварить. Это даже может относиться не только к игровым странам но и в отношениях с ИИ. На старте часто получается, что Хаб оказывается в войне с Венгрией, Богемией, Швейцарией и т.п. И самое главное не оказаться сразу со всеми ними., иначе конец весьма печальный.
- маленький доход по началу + инфляция. Вначале подушка мизерна, а армии надо много. Плюс имеется золото, которое медленно и верно увеличивает вашу инфляцию, очень часто случается «девальвация». Единственный способ борьбы с этим явлением, быстрое расширение в щитовую Богемию и Италию. И не в коем случае не стоит в начале брать золото с Аквилеи, инфляция будет расти по 0,2-0,3 в год что убивает наше преимущество в дешевых технологиях, ну и вообще инфляция это плохо и все это знают.
За следующую страну я очень мало играл и не сказать что прям-таки хорошо знаю - Бранденбург.
Плюсы.
- начальный модификатор на превосходство. Очень, прям очень дешевая армия. Даже если слили армию, не расстраивайтесь вы заново сможете ее отстроить, т.к. и цена и количество рекрутов позволяют вам это сделать. Советую игроку просмотреть границы модификаторов (их два) на немецкое превосходство. Качество армии также высоко, «поход на восток» добавляет дисциплины и БД, ну а про прусскую халявную дисциплину все наверно слышали.
- хорошие задания. По сравнению с Австрийскими небо и земля. Тут и на выбор, что то захватить, что то завассалить. И главное они не единичны и позволяют собрать первичную страну быстро и без набора бб.
- дешевые технологии. Маленькая страна, участник СРИ, это две составляющие секрета самых дешевых технологий Бранденбурга, в правильных руках страна становиться гипертехом , и даже в кривых останется наплаву и обгонит половину.
-куча вассалов. Вассалы – это мясо, вассалы – идеальный способ выбить рекрутов у противника. И вассалов у Бранденбурга много, и в отличии от Литвы Польши, технологии у них также на уровне ведущих стран. Иногда Бранденбургу вообще можно не воевать, вассалы сделают все сами. Надо только проследить, чтоб подчиненные смогли дойти своими армиями в нужную точку.
Минусы.
- долгая сборка. Цель всегда одна – сбор Германии. А он возможен только к годам 1600-1700 (оптимистичный вариант.) В реальности игра затухает ранее, чем появляется Германия. Однако когда она появиться, врагам не поздоровиться.
- начальное положение. Иногда случаются курьезы, по типу Бранденбург присоединила Богемию. Четыре начальных провинции позволяют это сделать. Часто, как и Австрия может не рассчитать кусок от ИИ-шного пирога и быть запилен оравой войск.
- маленький доход. О такой подушной подати стыдно даже писать, инвестиции в технологии малы, но все решаемо главное найти правильный выход.
Кастилия аля Испания.
Плюсы.
-сбор страны очевиден (задания) Новичок, сев на Кастилию мог и заметить, что с Арагоном надо заключать унию, мог не заметить какую опасность представляет Португалия и что надо перестраховаться от ее удара в спину, мог не заметить, что нужно захватывать Неаполь и Сицилию… Начальные задания подталкивают нас это делать, расписывая, нашу сборку по пунктам. Взяв например английские бесконечные задания на захват территорий Франции начинаешь ценить такие вот задания.
- колонизация. Без колонизации Испания не Испания. Тут даны читомодификаторы, читоплюшки, читовозможности для колонизации. К примеру Испании не обязательно первой брать национальную идею «Путешествие в Новый Свет», она получит Колумба и без нее, ей достаточно просто объявить войну индейцам, чтобы они присоединились сами и др.
- не мальчик для битья. Если остальные страны – колонизаторы уходя колонить Америку (Африку), в Европе начинают, мягко говоря «терпеть», то Испания не из их числа, рекрутов туча, денег еще больше. Да и вначале Испания может диктовать условия некоторым странам, выступив с позиции силы.
- отсутствие протестантизма. Не разу не встреча Религиозной войны в Испании, иногда максимум несколько провинции переходит в еретическую религию, но не более. Пока враги горят в огне инквизиции, Спа колонит или решает свои проблемы, о которых ниже.
- географическое положение. Испания без проблем сможет иметь самый большой флот, единственный «сухопутный» сосед - это Франция. Можно договориться с Францией и тогда никто никогда не дойдет до Пиренейского полуострова.
Минусы.
- рандом Рандом решает в сборке очень сильно, иногда династический брак Арагон заключает с первой попытки, иногда вообще у него сразу появляется наследник. Португалия может предать и запилить в начале. Очень много если. Именно это вроде бы простая сборка превращается в настоящую нервотрепку и то что получилось в сингле не факт получиться снова в мп-игре.
- арабы. У каждой страны есть своя заноза, торчащая в одном месте, у Испании это арабы (Гранада, Марокко, Алжир). Эти страны могут очень серьезно навредить, выставив вначале огромную армию или потом мешать мирно, существовать, ожидая присоединения Арагона. Самое плохое, что их пилить то не выгодно будет. Гранаду только после 60-ых годов по заданиям, а Марокко и Алжир вообще Испании не нужны.
- инфляция. Это проблема и достаточно серьезная, тут нужен точный расчет что бы не перебрать ее и не отстать по технологиям. Однако в конце концов она все равно вся сброситься. Но можно сильно отстать в развитии от остальных.
- слабость при колонизации. Все деньги Испания вбухивает в развитие своих колоний, все силы идут именно на развитие неевропейских территорий. Те же самые колонии очень славно «горят», а контролировать пиратов еще одна «прелесть».
Эту страну я прекрасно знаю, и не понимаю сути игры за нее – Скандинавия.
Для начала расскажу кратенько про выбор между Швецией и Данией. Различия особого нету, но проще и надежнее собираться через Швецию. Но все зависит от вашего выбора.
Плюсы.
- легкий сбор территорий. Все очень легко и быстро делается, путей тут много. Но я обычно предпочитаю (играя за Швецию), присоединять Данию и держать Норвегию в вассалах. Все это происходит за 5-10 лет, и пока остальные только начинают накапливать силы Скандинавия уже готова рвать и метать. Именно в это время есть возможность собрать Западный и Восточный проход и начать попытаться делать озеро (если конечно это ваша цель).
- отсутствие явных врагов. Если же не брать западный и восточный проход, то врагов у Скандинавии нету. В этом случае можно спокойно сидеть и торговать, потихоньку готовясь колонизировать Америку. Бранденбургу и России, попросту вы не нужны. В этом случае стоит еще построить побольше флота, что предотвратить возможную агрессию от Англии.
- гипертех Это складывается из дешевых технологий (можно сделать «маленькую страну») и дохода от торговли. Торговать скандинавы умеют и это единственный способ в дальнейшем держаться наплаву по изучению технологий.
Минусы.
-маленькое население. А значит и крошечная подушная подать, ее с трудом хватить чтобы колонизировать, при этом колонии ситуации в этом аспекте не исправят.
- перспективы. Перспектив у Скандинавии нет. Чтобы успешно колонизировать нету денег, чтобы собрать озеро нету сил. Да и само озеро не стоит тех усилий, собрав его появляется сразу три стопроцентных врага (Бранденбург, Польша, Россия) и защититься от них нечем. Потенциал Скандинавии может раскрыться после 1650 года, тогда Ска должна выигрывать войну у Испании в одиночку, но что-то в последнее время я этого не видел. Страна для меня очень уныла, на которой я даже не знаю как можно эффективно развиваться.
- флот. Как и Англии, нужно содержать флот постоянно, есть пролив Зунд, и есть во врагах та же Англия. И также как и у Великобритании подушная подать очень маленькая. В итоге денег и так нет, да еще и флот отбирает львиную часть годового дохода. А как без флота? Правильно никак.
Еще одна страна хорошо мне знакомая – Польша.
Плюсы.
- Главный плюс – Литва. Литва – это равняется хорошему старту. Литва как толпа миноров, она может содержать больше армии чем сама Польша. Литва вытягивает Польшу. Можно продолжать долго, как хороша Литва на страте. Скажу лишь одно, хороший игрок сможет с Литвой и с союзами ИИ (Богемия и Венгрия к примеру) загнобить на старте Австрию и Бранденбург, главное подловить момент правильно.
- польское превосходство. Уже писалось что оно, мол, дает снижение инфляции, но это не главное. Главное прибавка к БД. Простая арифметика: 0,4 (от польского превосходства) + 0,25 (от выбора для восточника «военное развитие» или как то так) + 0,4 (от первой нац. идеи Муштры) = +1.05БД к стандартному, а это почти в полтора раза выше чем у соседей.
- польские гусары. Один сдвиг ползунка в сторону аристократии, и Польша может содержать уйму кавалерии без штрафа. Прибавив что Польша еще и восточник, и кавалерия там рулит. Я видел ситуацию, когда польская армия состояла из 9 пехотных полков и 16! Кавалерийских, так эти 16 гоняли бранденбургские войска как нефиг делать. После какого то теха появляются польские гусары, которые также позволят содержать ее (кавалерию) без штрафа. До 22 технологии кава рулит, и именно кава даст шанс сражаться на равных с западными соседями.
- простор для дипломатии. Не смотря на все разговоры про то что Польша крутая, ей нужен хороший союзник. Его роль может выполнить либо Австрия, либо Бранд. Но самый лучший вариант это Франция. Тактика за Польшу всегда одна пилить соседей по кругу, не давая им развиться. Обязательно нужно брать два из трех модификаторов (Венгрия, Богемия или Хорватия).
- вестерн не сложен. По сравнению с остальными восточниками вестерн у Польши не сложен и ограничивается положения ползунков. Это позволяет сделать его вовремя. Но нужно подготовить себе почву: уладить границы, накопить денег и вперед нагонять по технологиям соседей, очень рекомендуется после вестерна заложить десяток мануфактур.
Минусы.
- Главный минус – Литва. Парадоксально, но так. Очень зависит Польша от Литвы. И если что-то идет не так, а именно уния отваливается, но начинаются сразу проблемы. Постоянно нужно иметь высокий престиж и держать отношение в плюсе, а подношение стоит целых 50 монет (больше годового дохода Польши). Со временем плюсы Литвы сходят на нет, она исчерпывает свои резервы, отстает в техах и превращается лишь в проблему.
- Мало путей развития. Полезные модификаторы можно пересчитать по пальцам. Ну есть у вас Венгрия, Богемия, допустим даже в степи умудрились залезть. А что дальше? Все это можно сделать лет за 50. А дальше тупик, видел Польшу, которая пошла в колонии, но это не Польша. В игре для поляка наступает момент, что страна еще слабая, а расширяться некуда.
- Доход Нищие провинции = нищий налог. Месячник очень мал, если остальные восточники имеют месячник на уровне, то тут отставание в технологиях будет расти и расти. Недавно появилось популярное решение этой проблемы – становление императором. И деньги появляются и техи заметно дешевле, плюс можно попытаться остаться «маленькой страной».
Страна, которой сильно подрезали крылышки – Турция. За нее я не особо много играл, и не могу выделить все плюсы или минусы.
Плюсы.
-простор для расширения. Выбор колоссален, можно попытаться отхапать Хорватию с Венгрией, можно Внутренне море собрать, можно в Египет и дальше в Африку, Персия. Все эти территории можно собирать и собирать, на Персию и Египет больше никто не претендует. Вообще можно уйти в изоляцию от игроков и захватывать ИИ.
- модификаторы Тут даже больше речь затронуть надо про «религиозные» бонусы, особенно впечатляет «Османская веротерпимость». Можно наоборот принять титул халифа, путей много все зависит от стратегии.
- деньги. Турция страна с огромной территорией, с огромным доходом. Подушная подать одна из самых больших среди игровых стран. Много денег позволяет содержать и флот и армию. Турция может содержать огромную армию и давить числом.
Минусы.
- долгая сборка. Часто Турция не может реализовать свой потенциал, слишком огромная территория и требует слишком много бб. Если Турция раньше успевала собираться и воевать на равных с Россией или Австрией, то сейчас это сложно.
- сложный вестерн. Самый сложный вестерн, брать Хорватию сложно и становиться практически нереально, если забрала Австрия. Собирать «Внутреннее море» сложнее, но реально. Чем дольше Турция без вестерна, тем сложнее ей дальше и если не собрать все нужно в самом начале, то потом восточными войсками отбить их будет ой как не просто.
Еще одна страна, которую я плохо знаю – Россия.
Плюсы
-мировая изоляция. Новичков часто сажают на Россию, т.к. на ней особо не нужно контактировать с другими игроками и можно спокойно смотреть на остальных. Контактов с остальными странами практически нет, только в вопросах вестерна.
-поход на Восток. Восток свободен, а это бесконечная территория для расширения, на эту территорию никто не претендует. Это также как и Африка для турков.
Минусы
-сборка не проста. Сборка достаточно тяжелая, с востока ЗО, которую если вовремя не угомонить (не замириться) может сильно навредить. Миноров много, постоянно вмешивается ТО, из игровых стран может помешать Швеция и Польша. При этом нужно делать вестерн, но это ниже.
- вестерн, зацикленность на определенных провинциях.
Для создания России нужен Смоленск, неизбежен конфликт с Польшей, причем если поляк упрется и мирно не отдаст Смоленск, отобрать будет очень сложно. Для вестерна нужна Прибалтика и Выборг, а это опять же конфликты с Польшей и уже Скандинавией. Есть вариант с походом на Юг, но там еще сложнее, Турция так просто не отдаст Юг, да и дольше туда продвигаться.
- малоинтересная страна в плане игры. Обратная сторона изоляции. Мне, например, будет неинтересно сидеть всю игру в стороне от военных конфликтов и игровой дипломатии.
Я попытался рассказать про 9 игровых стран. Но не стоит забывать что есть еще полуигровые Венеция и Португалия. К сожалению я не могу их сходу описать, как-нибудь в свободное время поиграю за них и расскажу про них.
Сообщение отредактировал Letos - Воскресенье, 04.11.2012, 15:48
• Уния с Литвой Пушечное мясо никогда не бывает лишним.
• Снижение инляции на 0,10 в виде бонуса превосходства. Возможность на раннем этапе игры создать сильную армию, на фоне остальных, без особых затруднений.
• Довольно проста в сборке Речи Посполитой По сути, все что нужно уже есть, главное в погоне за новыми землями не потерять унию с Литвой. Постоянно задабривая ее подарками и оберегая от повстанцев.
• Модификаторы Из-за расположения имеет доступ к большому числу модификаторов, за которые конечно придется немало повоевать. Модификаторы хорошо продуманны и могут помочь справиться без затруднений с любой внутренней проблеммой.
• Географическое расположение Есть куда расти) Ограничение токлько умение игрока.
Минусы:
• Географическое расположение Окружена игровыми странами с четырех сторон и если не подсуетиться и не обеспечить союз с кем-нибудь сильным, можно запросто остаться в изоляции, прижатым со всех сторон до конца игры. Поэтому как минимум надо огородиться морями от Ска и частично от Тур.
• Флот Чего же еще ждать от континентальной державы.
• Проблема с гос. религией. В итоге, после создания РП, в состав войдут не только католические провинции, но и православные, а после начала реформации дело принимает совсем уж скверный оборот.
• Технологии Т.к. восточная тех. груп., что конечно можно компенсировать сдвигом в иновации, но придется сильно помучиться в период религиозных войн. И не стоит забывать об отставании тех. уровня армии, что в первые два столетия не так сильно заметно.
• Культурные группы Земли будущей РП включают в себя три, а если игрок будет умелым то аж шесть, инородных культурных груп, которые конечно же будут давать штраф к стабильности и риск восстания. Придется потрудится на пути ассимиляции народностей великой РП.
Первая и самая уникальная заключается в том, что это нормальная игровая страна с формой правления «торговая республика». Сейчас распишем плюсы этого явления как можно подробней.
Во-первых, это нам даёт такие бонусы как -33% к стоимости отправки купца. Момент положительный, ибо уже со старта купцы для нас не так дороги, а шанс на конкуренцию достаточно высок, чтобы ими можно было пользоваться. Тем более настройки внутренней политики таковы, что мы больше находимся в стороне свободной торговли. В общем, такая тема помогает нам зашибать бешенные деньги от торговли, получая такой негативный модификатор как «купеческая империя», что понижает шанс на успех размещения, повышает стоимость и всё такое. Однако даже с ним, если не жалко денег, можно отправлять купцов и они, будьте уверены, принесут еще больше дохода, а вам дадут малус уже второй степени. Хорошего в этом есть ещё и то, что не нужно заморачиваться на том, брать ли идею странствия купцов или не брать, хоть и не -50%, но все же необходимости в ней уже нет.
Во-вторых, мы получаем специалистов +1 дипломат и +0,15 магистров. Играя за Новгород, мне катастрофически не хватало дипломатов, так что не такой уж и пустяковый момент, как может показаться. От количества дипломатов на старте зависит многое. Надо вовремя успеть всем разослать приглашения в торговый союз, права на торговлю, военные союзы, призывы к войне и всё такое. Например, от нехватки дипломатов у меня очень тяжело прошла вторая общерусская война за объединение раздробленных княжеств. Ибо вместо того, чтобы быть в союзе со мной и быть призванными мной, они были уже в союзе с врагом и были призваны им.
В-третьих, у вас появляются две преинтереснейшие возможности, которые позволяют развивать свой торговый центр, а именно право приглашать в торговый союз и право на торговлю каким-либо одним товаром. Думаю, всем понятно, что чем жирнее твой собственный торговый центр, тем не только приятней, но и выгодней для экономики независимо от того, прокачан ли у тебя меркантилизм или свободная торговля. В любом случае от уровня ТЦ зависит и дополнительный налог в провинции, скорость прироста населения, а, следовательно, и уровень подушной подати, которая всегда крайне важна и необходима. Право на торговлю - весьма увлекательная вещь, которая выгодна как мне (провинции, производящие тот самый товар, уже относятся к моему тц, увеличивая его оборот), так и стране, с которой был заключён договор (получает +66% к производству того самого товара в своих провах, что прямо увеличивает её месячный доход). Плюс ещё как у меня, так и у партнёра в стране возникают события, которые устанавливают провинциальный модификатор «торговая контора», который даёт +10% к налогам и -1 к риску восстания. Так что мне непонятны мысли тех дурачков, которые отказываются мне предоставить это самое право, даже не имея собственного торгового центра, в частности я говорю о Кастилии. С торговым союзом я ещё точно не разобрался, однако заметил выгоду лишь в том, чтобы принимать в него своих соседей и тогда их провинции переходят под мой торговый центр. В частности благодаря именно этому моменту мне перешла почти вся Литва и половина Швеции. Для чего брать остальных пока неясно, притом ходят слухи, что чем больше членов торгового союза, тем ниже эффективность торговли, а мне такая тема не особо нравится. В целом за сессию, то бишь 20 лет, мне удалось поднять оборот со 160 золотых до 800. Притом я надеюсь его только увеличивать и довести до 1500. И для этого есть предпосылки. Скоро начнут исчезать с политической карты такие страны как Венеция, Ганза, Генуя, а, следовательно, и их союзы, а это означает, что я могу взять право на торговлю у ещё большего количества стран. В частности я планирую заключить соглашения с Англией, Австрией и Бранденбургом для нашего общего блага.
В-четвёртых, следует отметить своеобразные настройки внутренней политики, которые почти не имеют крайних значений и в целом расположены в районе середины. А это означает, что мы достаточно быстро можем сделать страну такой, какой мы хотим её видеть в этом плане. И со старта я считаю уместным качать именно свободную торговлю. По событиям ползунки двигаю на качество, наступление и коммерцию.
В-пятых, есть очень приятная вещь, которая заключается в том, что Новгород является республикой с выборами раз в 7 лет. Можно себе выбирать нужного человека: чиновника, дипломата или военного или оставить прежнего, если тот вполне приемлем. Однако меня постигли разочарования в том плане, что посадники были один хуже другого, поэтому я их непременно делал генералами и отправлял в бойню, дабы те там откинули копыта. Плюсы данной системы очевидны: нет проблем с наследниками, восстаниями претендентов на трон, длительным правлением бездаря, можно выбрать приоритетное направление развития навыков правителя и всё такое. Однако при всём при этом полностью отсутствует такой показатель как легитимность. Момент не однозначный, с одной стороны высокая легитимность даёт полезные бонусы типа понижения риска восстания, дешевизны стабильности и пр. Однако с другой стороны не надо заботиться о том, что она упала и висит на низком уровне. Это позволяет спокойно делать своего правителя генералом и мочить всех направо и налево, а ещё нам не так страшны перебор ббоя и затяжные войны с военной усталостью. Зато есть достаточный минус, который заключается в том, что вассализировать мы можем только военным путём, а создание личных уний для нас вообще недоступно.
1301 год - Андронник II разгромил турков у стен Никеи. Несколько беев были убиты во время битвы. Этим воспользовался Осман, его власть довольно быстро распространилась на центр Анатолии. Север был захвачен Комнинами, а на юге усилились беи Карамана. 1310-1332- война Турков во главе с Османом, и позже его сыном Орханом против Монголов Джалаиридов. Завершилась в ходе битвы у стен Багдада и полной победой турков. Орхан перенес столицу в Багдад. Сумел отбросить Византию в Анатолии. Однако после его смерти разразилась ГВ, и большую часть анатолийских владений захватили Комнины. После восхождения на трон Мурада Турция стабилизировалась, а к концу века в ходе усобиц Туркам удалось захватить азиатские владения Мамелюков и установить свою династию в Каире, создав личную унию двух исламских империй. А в 1395 году подчинить себе последний осколок Конийского Султаната- Караман. Однако с востока на Турцию обрушился Тимур и столица была перенесена в Дамаск, подальше от армий Тамерлана. Комнины усиливались не только за счет ослабления турецких владык в Анатолии и их устремлении на Месопотамию и Египет. Правителям Трапезунда удалось подчинить себе Багратионов и установить свой династический контроль над Арменией. В Европе дела у Византии шли с переменным успехом. В союзе с Валахией удалось разгромить Болгар, однако так и не удалось воссоединиться с Эпиром. В 1389 году на косовом поле Палеологам удалось разгромить Боснийско-Сербское войско и установить контроль над проигравшими. Однако внутри империи зрели смуты, Итальянцы властвовали в торговле, а феодалы то и дело противились указам Императора.
Дамп и Византия. Византия полностью интегрирована в ДАМП. Она имеет бонусы как игровые страны и малусы, в основном турецкие, но еще и Итальянские так как империя исторически вела войны в Италии, и имеет на Италию ряд заданий. С одной стороны она имеет щитки на огромные территории Балкан и Малой Азии, а с другой одна из слабейших стран на старте (не слабее Бранденбурга). Да и врятли Империи хватит сил на старте бросить вызов Комнинам или уж тем более Султану Дамаска. По поводу последнего так даже объединив все надежда будет только на то, что Турки сами от чего нибудь подохнут или Империи заведет кучу союзников. Да и Италия станет большой головной болью. Противостоять ни Австрии ни Кастилии на старте Империя не сможет. В целом интересная хардкорная игра=). Еще у византии есть "Византийское превосходство" дает плюс 3 к культ. традициям, плюс 6 к престижу, и 10 к орге и 50 к пополнению (на основе турецкого только орга порезана и культура добавлена, ибо имерия Ромеев же!) Да и кстати, Византия не добавляется как новая игровая страна дампа, а замещает там турков, то есть Турки не игровые.