Мини-Чат
Правила мини-чата
Соцопрос
Кто ты посетитель нашего сайта?
1. Я мега игрок в МП игры Paradox.
2. Я вобще молча читаю.
3. Я захожу по старой памяти иногда, ничего не пишу.
4. Я пишу в темах игр Paradox, обо всем по немногу
5. Я просто мимо шел, отношения к сайту не имею.
6. Я супер писатель ААРов.
Всего ответов: 186
Minecraft HoI2games
Раздел MineCraft HoI2games
[Начать играть]
обновлено 20.05.15
Карта сервера
Адрес сервера:
srv24.minecraft-hosting.ru:25774
Рейтинг ААР-щиков
Радио HoI2games
Радио онлайн
Файлы
[15.10.2014][Аддоны]
DLC «Charlemagne» («Карл Великий»)
Всего комментариев:(0)
Добавил: Роммель
[10.04.2013][Моды]
Techno_mod v0.2
Всего комментариев:(6)
Добавил: Strateg_wowa
[05.04.2013][Моды]
Tehno_mod v0.1 альфа
Всего комментариев:(2)
Добавил: Strateg_wowa
[17.11.2012][Моды]
A Game of Thrones (Игра престолов)
Всего комментариев:(0)
Добавил: Sainttony
[05.11.2012][Игра]
Крестоносцы 2 v1.07b + полный пак dlc + русификатор
Всего комментариев:(3)
Добавил: Sainttony
[05.11.2012][Русификаторы]
Перевод CK II v1.07b
Всего комментариев:(0)
Добавил: Sainttony
[01.11.2012][Патчи]
Патч 2.31 ( Англоязычная версия )
Всего комментариев:(0)
Добавил: Slavker
[ Личные сообщения () · Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Форум » История » Вторая мировая война (1939-1945) » Золото крейсера "Эдинбург"
Золото крейсера "Эдинбург"
KiborgДата: Суббота, 11.02.2012, 22:23 | Сообщение # 1
Сообщений: 3454
Российская Федерация
Дата регистрации: 15.05.2009
Статус: Offline
Награды: 3
Хранитель Форума


Основным источником ленд-лиза (по-английски, lendlease, от lend – давать взаймы и lease – сдавать в аренду) были США, которые с 11 марта 1941 года стали помогать Великобритании, а с 1 октября 1941 года – и Советскому Союзу. Поставки вооружения, стратегического сырья, продовольствия осуществлялись британскими морскими конвоями. Первый из них под названием "Дервиш" прибыл в Архангельск 31 августа 1941 года. Всего за время войны в советские порты прибыло 42 конвоя и ушло в Англию – 36. Те, которые шли из Великобритании, обозначались аббревиатурой PQ, а конвои, идущие из Советского Союза – QP.

28 апреля 1942 года из Мурманска в Англию отправился конвой QP-11, состоящий из 13 транспортов, крейсера "Эдинбург", 6 эсминцев, 5 корветов и 4 тральщиков. В строжайшей тайне на крейсер "Эдинбург" были погружены в 93 деревянных ящиках 5,5 тонн золотых слитков (465 штук). Возглавлял конвой "Эдинбург", на котором держал свой флаг, командующий эскадрой контр-адмирал Стюарт Бонем-Картер. Командовал крейсером опытный капитан Хью Фолкнер.

Корабли шли на север и должны были обогнуть Норвегию. До траверза острова Медвежий их сопровождали советские эсминцы "Гремящий" и "Сокрушительный". Крейсер "Эдинбург" с эсминцами "Форсайт" и "Форестер" присоединились к конвою уже в море. Конвой выстроился в походный ордер и начал движение во главе с "Эдинбургом". Крейсер шел противолодочными зигзагами со скоростью 18-19 узлов. Конвой входил в зону действия немецких подводных лодок, основной задачей которых было нападение на суда конвоя.



30 апреля командир подводной лодки U-456 капитанлейтенант Макс-Мартин Тайхерт неожиданно обнаружил одинокий крейсер, который к этому времени значительно опередил тихоходные транспорты конвоя. Это был его шанс. Четыре часа маневрировала вражеская подводная лодка, выбирая удобную для атаки позицию. В 16:10 с дистанции 1200 м Тайхерт дал трехторпедный залп. Две торпеды попали в цель: одна – в центральную часть корпуса, другая – в корму. Кормовая часть вместе с рулями и двумя винтами оторвалась и мгновенно пошла ко дну. Палуба позади четвертой орудийной башни задралась вверх, препятствуя боевой работе орудий. "Эдинбург" в одночасье лишился хода и управления. К крейсеру подошли английские эсминцы "Форсайт" и "Форестер" и советские – "Гремящий" и "Сокрушительный". Началась героическая борьба команды крейсера за живучесть корабля. Вскоре на "Эдинбурге" крен был ликвидирован и введены в действие носовые двигатели. Крейсер с трудом, со скоростью 3 узла, начал двигаться. Вместо рулей служили буксиры эсминцев, которые направляли корабль по курсу. К этому времени у эсминцев "Гремящий" и "Сокрушительный" закончилось топливо и они вынуждены были уйти для заправки на базу. В ночь на 1 мая "Эдинбург" двинулся обратным курсом на Мурманск. Ему надо было пройти 450 миль, для чего понадобилось бы 4 дня. Подошедшие к тому времени сторожевой корабль "Рубин" и английские тральщики увеличили ход крейсера до 8 узлов.



Начались злоключения и конвоя. Его обнаружили три немецких эсминца: Z-7, Z-24 и Z-25. Начался жестокий бой немцев с конвоем. Им удалось потопить советский пароход "Циолковский", после чего они ушли к поврежденному "Эдинбургу". Крейсер продолжал умело сражаться со значительно превосходящими силами противника. Одна из семи выпущенных немецкими эсминцами торпед все же попала в "Эдинбург".

Капитан крейсера Фолкнер приказал машинной команде подняться наверх. Возникла реальная угроза захвата немцами смертельно раненного крейсера. В этой критической ситуации адмирал Картер принимает нелегкое решение затопить корабль. Он не мог допустить, чтобы золото, о котором знали только несколько высших офицеров, досталось врагу. Отдается команда экипажу покинуть корабль. 750 человек переходят на тральщики. Места на них было настолько мало, что было приказано оставить все личные вещи, за исключением вахтенного журнала и некоторых навигационных приборов. Командир корабля Фолкнер и адмирал Картер покинули крейсер последними. "Эдинбург" добивали орудиями, потом – глубинными бомбами, но крейсер все еще оставался наплаву. Его удалось потопить только торпедой с эсминца "Форсайт".

Гибель "Эдинбурга" вызвала у английских и советских моряков взаимные упреки. Англичане ссылались на то, что ответственным за боевые действия на этом участке моря был Советский Союз. Упрекали в том, что эсминцы "Гремящий" и "Сокрушительный" якобы покинули поле боя и ушли на базу праздновать 1 мая. Советские моряки считали, что героически сражающийся "Эдинбург" мог еще постоять за себя и был потоплен англичанами преждевременно. Золото и личные вещи команды можно было перегрузить на другие корабли. Все эти упреки были во многом несправедливыми. Крейсер потерял в бою 57 человек убитыми и 23 – ранеными. О потере золота обе стороны не упоминали и, казалось, эта тайна навеки похоронена на дне моря.

Но в 70-х годах прошлого века появился человек, который поставил своей целью найти "Эдинбург" и поднять на поверхность золото. Этим человеком был неутомимый искатель приключений и отличный моряк Кейт Джессоп. Он раньше служил боцманом и обошел все побережье Скандинавского полуострова в поисках сведений о затонувших во время войны кораблях. От норвежских моряков ему удалось узнать приблизительные координаты места гибели "Эдинбурга". Джессоп организовал фирму и начал добиваться у СССР разрешения на проведение поисковых работ.

Советский Союз в лице спецслужб с самого начала отнесся к этой инициативе с недоверием. Компетентные органы считали, что под видом поисково-спасательных работ англичане будут проводить шпионские операции. Для переговоров в Лондон была направлена советская делегация с целью ближе ознакомиться с планами работ и лично с Джессопом. Бывший боцман во время обязательного в таких случаях банкета понравился, в соответствии с долями их страховок, нашим представителям и был настолько открыт, что даже поделился с ними координатами "Эдинбурга".

В апреле 1981 года было заключено советско-английское соглашение и подписан контракт с частной фирмой "Джессоп марин рикавериз". Поскольку крейсер ушел на дно с погибшими на нем моряками, англичане объявили его воинским захоронением. По международным законам никому, кроме самих англичан, нарушать покой погибших было нельзя. Поэтому фирма Джессопа заключила с британским правительством контракт, получила разрешение на работы в воинском захоронении и немедленно приступила к организации экспедиции. Контракт был заключен на общепринятых международных условиях: "Без спасения нет вознаграждения". По нему фирма Джессопа получала в случае успеха 45% стоимости спасенного груза. Все остальное делилось между английской и советской сторонами – 1:3.

Выбор английской компании в первую очередь был обусловлен отсутствием в Советском Союзе необходимой для проведения таких подводных работ техники и оборудования. Джессоп в свое время произвел в подводном деле настоящую революцию, применив для подводных работ гелиевокислородную дыхательную смесь под необходимым давлением. Кроме того, его фирма могла привлечь к работам ведущие мировые компании. Они имели опыт проведения работ по освоению нефтяных месторождений в Северном море и располагали специальными судами.

1 мая 1981 года поисковое судно "Даммтор" вышло в море и начало поиски крейсера. В работах применяли гидролокаторы, позволяющие фиксировать на дне любые неровности. Далее эти неровности обследовали с помощью глубоководного маневренного аппарата, передающего информацию на поисковое судно.

"Эдинбург" был обнаружен на глубине 260 метров, лежащим на левом борту. К сожалению, проникнуть внутрь корпуса через пробоину в правом борту было невозможно, так как ее рваные края могли повредить шланги жизнеобеспечения водолазов. Был разработан план, согласно которому в районе порохового погреба, где должны были храниться ящики с золотом, прорезалось большое отверстие размером 5х5 метров. Через него водолазы проникали в корпус корабля. Перед этим они долго тренировались на однотипном крейсере "Белфаст", предоставленном Великобританией.

В начале сентября работы продолжило спасательное судно "Стефанитурм". Оно стало над местом гибели крейсера и автоматически удерживалось на нем с помощью береговых станций наведения при любом волнении моря. Спуск водолазов к месту работы на глубине осуществлялся при помощи водолазного колокола. Давление гелиево-кислородной смеси в барокамере, где на спасательном судне водолазы готовились к работе, было равным давлению в колоколе. Оно, в свою очередь, соответствовало глубине, на которой производились подводные работы. Из барокамеры в колокол водолазы переходили через специальный шлюз. Такая схема подачи дыхательной смеси под давлением около 25 атмосфер значительно сокращала время на декомпрессию водолазов и увеличивала их работоспособность. В барокамере было три жилых отсека: один на 6 и два на 4 человека. Колокол доставлял на глубину смену из двух водолазов и был оборудован механизмом компенсации вертикальных перемещений "Стефанитурма" при волнении моря.



Через отверстие в 16-миллиметровой обшивке корпуса смена водолазов в кромешной темноте, почти наощупь, стала пробиваться к орудийному погребу. На это ушло 10 дней. Время, отведенное на экспедицию, стремительно сокращалось, а золота все не было.

И вот, наконец, 16 сентября водолаз Джон Росье находит первый слиток. От волнения и перенапряжения он чуть не потерял сознание. Когда слиток подняли на поверхность и передали в руки Кейту Джессопу, он закричал: "Это мой слиток!". Работа пошла веселее, и через некоторое время на палубе "Стефанитурма" лежал 431 слиток золота. Все они были помещены в каюту, закрытую на три замка, ключи от которых находились в руках представителей сторон – участников операции.



Следует отметить, что атмосфера на судне была хоть и радостной, но проникнутой тревогой и недоверием. Чтобы обезопасить экспедицию от нападения пиратов, Советский Союз выделил сторожевой корабль. На "Стефанитурме" постоянно находились представители наших спецслужб – Леонид Мелодинский и Игорь Ильин. Кроме наблюдения за ходом работ, они должны были ознакомиться и сфотографировать иностранную глубоководную технику. Мелодинский не расставался с фотоаппаратом и настойчиво вникал во все подробности операции. Об этом англичане, конечно, знали и даже, как вспоминал Мелодинский, подпилили ему шестерню перемотки пленки. С английской стороны на судне тоже присутствовал агент спецслужбы, но цели у него были совсем другие. В одной из кают располагался некий Альфред, который редко выходил на палубу и большую часть времени возился вдали от глаз команды с какой-то аппаратурой. По мнению советских представителей, он готовил подводный взрыв для определения системы работы нашей противолодочной обороны. Операция "Эдинбург" подходила к концу. "Стефанитурм" со слитками на борту направлялся в Мурманск. Неожиданно капитан остановил судно, и из каюты вышел Альфред с подозрительной "научной" аппаратурой. Мелодинский и Ильин потребовали объяснений от капитана и подняли такой шум, что незадачливый агент был вынужден запереться в своей каюте. Вполне возможно, что это была мнимая опасность, порожденная холодной войной, но бдительность советских людей восторжествовала.

Как мы уже знаем, на "Эдинбурге" находилось 465 золотых слитка, из которых поднято на поверхность 431. Оставшиеся на дне слитки поначалу не очень огорчали ни Джессопа, ни страны – участницы экспедиции. Со временем появились сомнения в том, что на дне остались только 34 слитка. Командующий Северным флотом во время войны адмирал Арсений Головко в своих мемуарах писал, что крейсер "пошел на дно вместе с грузом золота, составившим около десяти тонн". Что это – некомпетентность жертвы секретности или сознательная дезинформация?..

В 1986 году разрешить этот вопрос взялась английская компания "Вартуз Вильямс", с которой был заключен контракт, аналогичный первому. С экспедиционного судна "Дипвотер-2" был спущен водолазный колокол с тремя водолазами. Два из них работали на глубине, а третий – оставался в колоколе для страховки. Водолазами был вскрыт и обследован соседний с артиллерийским погребом отсек. Если на крейсере была вторая партия золотого груза, то ее, вероятнее всего, разместили бы здесь. Но это помещение было заставлено только ящиками с пиротехникой. Золота в нем не было.

Водолазы-глубинники совершили 23 погружения и подняли на поверхность 29 золотых слитков, оставшихся от первой экспедиции; 5 слитков бесследно исчезли в носовой части погреба, разрушенного снарядом во время боя. Общий вес спасенного второй экспедицией золота составил 345 килограммов. Оно оценивалось в то время примерно 3 миллиона фунтов стерлингов. Золотые слитки были перегружены в море на сторожевой корабль "Резвый" и доставлены в Мурманск.

Операция "Эдинбург" считается одной из наиболее удачных спасательных работ, так как было спасено почти 99% затонувших слитков золота. Сколько же золота пришлось на долю каждой стороны, участвовавшей в этой уникальной операции? Если учесть, что по документам на "Эдинбург" было погружено 465 слитков золота общим весом 5534,6 кг, а спасено 460 слитков весом 5500 кг, то окончательный расчет по договорам даст следующие результаты: фирмы-спасатели получили 2490 кг, Советский Союз – 2257,5 кг и Великобритания – 752.5 кг. Кейт Джессоп стал миллионером, лично получив 3 миллиона долларов. Вся спасательная экспедиция обошлась в 2.5 миллиона долларов.
Прикрепления: 5447274.jpg (12.0 Kb) · 8290752.jpeg (37.4 Kb) · 3738301.jpg (16.5 Kb) · 1920382.jpg (28.8 Kb) · 7681103.jpg (72.8 Kb)


Все темы — избиты,
Все фразы — затасканы,
Таланты — зарыты,
Все люди — под масками.
 
Форум » История » Вторая мировая война (1939-1945) » Золото крейсера "Эдинбург"
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:
Сегодня нас посетили